23 и 24 сентября в Пермском театре «У Моста» состоялась премьера хоррор-оперы «Пиковая дама» в постановке московского режиссера Аллы Чепинога. Художник спектакля — Сергей Федотов. Алла Чепинога уже поставила на сцене пермского мистического театра два музыкальных спектакля по произведениям русских авторов — «Гранатовый браслет» и «Женихи». Новая постановка «Пиковой дамы» необычна уже тем, что она создана в современном жанре «хоррор» (от англ. «horror» — ужас). Впрочем, зрителям театра «У Моста» этот жанр хорошо знаком еще с «Панночки», да и сама стилистика оригинальной пушкинской «Пиковой дамы» вполне ему соответствует. При этом создатели спектакля пошли еще дальше и включили в сюжет новых действующих лиц — реальных исторических личностей 19 века: это Петр Ильич Чайковский, его брат Модест и другие. На сцене как бы сосуществуют два мира: история последних лет жизни и творчества великого русского композитора, создающего оперу «Пиковая дама», и мистический пушкинский сюжет о трех загадочных картах.  

Здесь хочется обратить внимание на любопытные факты. Исследователи творчества Пушкина отмечают, что прообразом старухи графини из «Пиковой дамы» послужила Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в молодости в Париже и блиставшая там примерно таким образом, как описал Пушкин. Более того, по словам современника Пушкина П. И. Бартенева, ее внук, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже графом Сен-Жерменом. «Попробуй», — сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался. Кстати, граф Сен-Жермен — тоже реальная историческая личность, это французский алхимик и авантюрист 18 века. Так может быть, три выигрышные карты существовали на самом деле?..

Мистика и реальность переплетены воедино и в сюжетной линии Петра Ильича Чайковского. По воле создателей спектакля, Чайковский в разгар эпидемии холеры затевает в питерском ресторане своеобразную игру в русскую рулетку и просит подать ему стакан «непереваренной» воды, осознанно подвергая себя риску заразиться опасной болезнью. Что это — художественный вымысел? Известно, что гениальный композитор скончался именно от холеры, которой он заразился, скорее всего, выпив некипяченой воды в ресторане…

Мистическая атмосфера Петербурга XIX века, воссозданная на сцене, постепенно поглощает и зрительный зал. Когда исторические герои на сцене упоминают об опасностях пандемии, в условии которой они вынуждены жить (в Питере бушует холера), исчезают последние границы — все присутствующие в театре будто оказываются вовлеченными в единый мистический портал, где нет ни времени, ни пространства, но есть нечто, неподвластное человеческому разуму. Кто в мире правит балом? Злой рок, судьба, слепой случай? Всеобщая эпидемия, игральная карта, стакан воды? Кто угодно, только не сам человек!

«Что наша жизнь? Игра!» — поет Герман в своей знаменитой арии в опере Чайковского «Пиковая дама». Вот только с кем мы играем? Кто он, наш главный оппонент в игре под названием «жизнь»? Ответа нет…  

Спектакль «Пиковая Дама» поставлен при поддержке Министерства культуры Пермского края.