23 и 24 сентября в Пермском театре «У Моста» состоялась премьера хоррор-оперы «Пиковая дама» в постановке московского режиссера Аллы Чепинога. Художник спектакля — Сергей Федотов. Алла Чепинога уже поставила на сцене пермского мистического театра два музыкальных спектакля по произведениям русских авторов — «Гранатовый браслет» и «Женихи». Новая постановка «Пиковой дамы» необычна уже тем, что она создана в современном жанре «хоррор» (от англ. «horror» — ужас). Впрочем, зрителям театра «У Моста» этот жанр хорошо знаком еще с «Панночки», да и сама стилистика оригинальной пушкинской «Пиковой дамы» вполне ему соответствует. При этом создатели спектакля пошли еще дальше и включили в сюжет новых действующих лиц — реальных исторических личностей 19 века: это Петр Ильич Чайковский, его брат Модест и другие. На сцене как бы сосуществуют два мира: история последних лет жизни и творчества великого русского композитора, создающего оперу «Пиковая дама», и мистический пушкинский сюжет о трех загадочных картах.
Здесь
хочется обратить внимание на любопытные
факты.
Исследователи
творчества Пушкина отмечают, что
прообразом старухи графини из «Пиковой
дамы» послужила Наталья Петровна
Голицына, действительно жившая в
молодости в Париже и блиставшая там
примерно
таким образом, как описал Пушкин.
Более того, по словам современника
Пушкина П. И. Бартенева, ее внук, Голицын,
рассказывал Пушкину, что раз он проигрался
и пришел к бабке просить денег. Денег
она ему не дала, а сказала три карты,
назначенные ей в Париже графом
Сен-Жерменом.
«Попробуй», — сказала бабушка. Внучек
поставил карты и отыгрался. Кстати,
граф Сен-Жермен — тоже реальная
историческая личность, это
французский
алхимик и авантюрист 18 века. Так
может быть, три
выигрышные
карты
существовали на самом деле?..
Мистика и реальность переплетены воедино и в сюжетной линии Петра Ильича Чайковского. По воле создателей спектакля, Чайковский в разгар эпидемии холеры затевает в питерском ресторане своеобразную игру в русскую рулетку и просит подать ему стакан «непереваренной» воды, осознанно подвергая себя риску заразиться опасной болезнью. Что это — художественный вымысел? Известно, что гениальный композитор скончался именно от холеры, которой он заразился, скорее всего, выпив некипяченой воды в ресторане…
Мистическая атмосфера Петербурга XIX века, воссозданная на сцене, постепенно поглощает и зрительный зал. Когда исторические герои на сцене упоминают об опасностях пандемии, в условии которой они вынуждены жить (в Питере бушует холера), исчезают последние границы — все присутствующие в театре будто оказываются вовлеченными в единый мистический портал, где нет ни времени, ни пространства, но есть нечто, неподвластное человеческому разуму. Кто в мире правит балом? Злой рок, судьба, слепой случай? Всеобщая эпидемия, игральная карта, стакан воды? Кто угодно, только не сам человек!
«Что наша жизнь? Игра!» — поет Герман в своей знаменитой арии в опере Чайковского «Пиковая дама». Вот только с кем мы играем? Кто он, наш главный оппонент в игре под названием «жизнь»? Ответа нет…
Спектакль «Пиковая Дама» поставлен при поддержке Министерства культуры Пермского края.