«Че-то я психанула…»

Психолог Светлана Иванова делится с родителями методикой, которая поможет превратить воспитание ребенка в последовательный процесс, в котором не будет места спонтанности и истеричности

«Чё-то я психанула…»

Автор: Светлана Иванова, психолог

Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное.
Жорж Дюамель 

Не так давно проводила мастер-класс на родительской конференции. Обсуждали, что такое семья и какое она имеет значение. В том числе была затронута и тема воспитания детей в семье. И вот здесь началось самое интересное! В процессе обсуждения были собраны все самые известные социальные установки по поводу того, как нужно воспитывать детей. Причем они озвучивались набором традиционных шаблонных фраз. Одна из моих любимых: на вопрос «что такое семья», ответ — «ячейка общества». Затем я попросила родителей эти фразы перевести «с русского на русский», т. е. объяснить ребенку лет пяти-шести, что такое, например, «ячейка общества», как она выглядит в действии. Мне не смогли ответить.

В своих консультациях я очень часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители не понимают, как воспитывать детей. В таких случаях воспитание становится спонтанно-эпизодическим, что приводит к нечетким правилам и к непоследовательности действий со стороны родителей. Такой стиль, в свою очередь, учит детей врать и манипулировать своими родителями. В лучшем случае, родители приходят за помощью к психологу, чтобы выровнять ситуацию, в худшем — пускают все на самотек. К сожалению, не все готовы работать над изменением ситуации; даже те, кто пришли за помощью, не всегда готовы довести работу до нужного ИМ результата.

Для тех родителей, кто хочет воспитать своих детей адаптивными, т. е. успешными людьми, делюсь маленьким секретом. Воспитывать нужно не КОГО-то, а ЧТО-то. Поясню принципиальную разницу.

На мой взгляд, основная задача воспитания — это сделать ребенка самостоятельным, т. е. полностью автономным, думающим человеком, способным нести ответственность за свои действия и свои выборы. Но ответственность и умение думать — это как раз те вещи, которые сложно объяснить ребенку, переведя их в действия. Но вот формируя конкретные навыки (действия), например, по самообслуживанию (личная гигиена, убирать игрушки, завязывать шнурки и т.д), мы приучаем ребенка к самостоятельности, что косвенно формирует ответственность за свои действия и их последствия. Но современные родители, к сожалению, чаще вкладываются в развитие интеллектуальных способностей ребенка, а не в формирование необходимых навыков.

В свое время я придумала методику «Коридор власти», в основе которой лежит теория И. П. Павлова о формировании условных рефлексов. В простонародье это называется «кнут и пряник». Суть методики проста: составляется таблица необходимых навыков, которые вы хотите сформировать, справа пишутся поощрения, если выполнил, слева — наказания, если не выполнил. При этом необходимо прописывать время контроля исполнения каждого навыка.

Но здесь есть несколько нюансов:

  1. При прописывании наказаний нужно учитывать не свои страшилки, а то, чего реально боится ребенок (и это не физическое насилие).
  2. Так же дело обстоит и с прописыванием поощрений.
  3. Нужно учитывать, что наказание и поощрение должны быть примерно равноценны.
  4. Деньги не могут быть мотиватором, особенно, если речь идет о заботе в вашу сторону, например, убирать за собой посуду — это забота о вас. Такие вещи не оплачивают.
  5. Важно понимать, что время контроля — это ваша ответственность, т. е. вам придется за этим следить, особенно на начальных этапах.

Именно последовательность, а не спонтанность, спокойствие, а не истеричность, приводят вас и вашего ребенка к нужному ВАМ результату. Все остальное и есть ситуация «Чё-то я психанула», потому что нет понимания: что я хочу получить на выходе из процесса воспитания.

Понятно, что нюансов в методике гораздо больше, потому что не бывает одинаковых людей, все мы уникальны. Но основной идеей я поделилась. Теперь выбор за вами. Могу только добавить, что методика одинаково хорошо работает и на маленьких детях, и на подростках. Но с подростками сложнее, т. к. они уже перестали верить в серьезность ваших намерений.

От себя еще добавлю: я восхищаюсь теми, кто способен менять что-то в своей жизни и меняться сам. Надеюсь, что вы тоже относитесь к тем, кто способен меняться. 

Удачи вам!

Школа жизни