Будущее наших детей, какое оно?

Автор: Светлана Иванова, психолог

Дети будут слушать нас тогда, когда увидят, что мы их слушаем.

Джейн Нелсен

Не так давно проводила обучение для учителей, работающих со старшеклассниками. Они называются «тьюторы». В их обязанности входит работа над профессиональным ориентированием старшеклассников. Я долго вещала о том, что в современном мире многое изменилось, что эти изменения нужно учитывать при выборе будущей профессии. Но один из слушателей задал вопрос, после которого мое вещание перешло в другое русло. А вопрос был такой: «Ну как я могу советовать, если сама не знаю все те профессии, которые есть на сегодняшний день».

Для начала порадую: знать все нет необходимости, советовать — тем более. В своей статье я хочу порассуждать на тему: что же на самом деле стоит учитывать, когда идет речь о будущем вашего ребенка. Думаю, что не открою страшную тайну, если скажу, что в большинстве случаев дети идут учиться туда, куда их направили родители. Поэтому, вместо желания учиться, дети демонстрируют протест в виде саботажа, т. е. не учатся совсем.

На что ориентируются родители, отправляя отпрысков чему-то обучаться?

  1. На престижность профессии (так они думают).
  2. На финансовое благополучие в данном направлении (так они думают).
  3. На престижность вуза (так они думают).
  4. Иногда это реализация СОБСТВЕННЫХ амбиций родителей (я не смог, так хоть ребенок…).

Где в этом списке учтено мнение и возможности самого ребенка? Правильно, НИГДЕ! Тогда чему тут удивляться?

Я вам больше скажу: не так давно, по просьбе своего хорошего знакомого, попросила за его дочь, которая учится в нашем классическом университете, чтобы оформить ребенка на практику. Знаете, что мне ответили? «Мы не берем студентов из универа, они слишком древние!!!» Даже я, при всем своем цинизме, была ошарашена ответом. Хотя это просто очередное подтверждение тому, что мир изменился, и требования к знаниям тоже.

Итак, что же следует учитывать при выборе будущей профессии? Всего два пункта:

  1. Особенности личности ребенка.
  2. Интересы и способности ребенка.

А если еще учесть новые веяния в деловом мире, куда выйдет ваш ребенок, получив базовое образование (я сейчас не только про школу), то получается, что нужно ориентироваться на личностные умения, т. е. желание развиваться, интересоваться и применять новинки в своей нише.

А когда у человека появляется желание что-то делать? Тогда и только тогда, когда это совпадает с его личными интересами и возможностями. Ведь это, собственно, и есть «территория успеха» для еще не совсем окрепшей личности.

Когда я провожу личные консультации для старшеклассников, помогая им определиться с будущей профессией, мне очень часто приходится сталкивать с мнением родителей, которые не хотят слышать своих детей, но очень хотят, чтобы их ребенок был юристом или экономистом. На мой вопрос: почему? — чаще всего получаю ответы примерно такие:

  1. Потому что это престижно.
  2. Потому что это деньги.
  3. Потому что эти знания можно использовать для себя в обычной жизни.

И родителям безразлично, что у ребенка совершенно другие способности и другие желания. Но мир давно изменился! Юристы и экономисты никому уже не нужны в тех объемах, которые выпускают наши вузы. Я уже скромно промолчу о том, что, обучаясь на не любимую специальность, ребенок большую часть своих сил будет тратить на сопротивление вам и преподавателям. В связи с этим, знания, которые будут преподавать, пойдут мимо головы вашего ребенка. А уж об умении применять полученные знания на практике вообще речи не идет. Вам такой результат нужен? Вы на ЭТО хотите потратить свой деньги, оплачивая учебу?

И в конце своей статьи хочу подвести некий итог под вышесказанным: деньги бывают только тогда, когда человек увлечен своим делом, а не отрабатывает трудовую повинность. Постарайтесь это осознать. 

Удачи вам!