14 ноября в Кудымкаре состоялось открытие театрального фестиваля-конкурса моноспектаклей «МОНОfest». На сцене Коми-Пермяцкого национального драматического театра им. М. Горького показали пластическую постановку «На заре» Нижнекамского татарского драматического театра имени Т. А. Миннуллина.
Театральный фестиваль-конкурс моноспектаклей «МОНОfest» проводится уже в одиннадцатый раз. В этом году в адрес фестиваля пришло более восьмидесяти заявок из разных уголков России и ближнего зарубежья. В итоге в конкурсную программу фестиваля вошло одиннадцать постановок разных стилей и жанров.
Основная программа будет показана в Перми, и только спектакль «На заре» Нижнекамского татарского драматического театра — в Кудымкаре. Любопытно: в Перми не нашлось подходящей технически и адекватной в финансовом смысле площадки для демонстрации этого спектакля в его родных декорациях, и самым разумным решением оказалось показать его на кудымкарской сцене. В итоге открытие фестиваля «МОНОfest» состоялось в гостеприимных стенах Коми-Пермяцкого национального драматического театра. Спектакль «На заре» демонстрировался на татарском языке, с синхронным переводом.
«На заре» — это метафорический пластический спектакль о трагической судьбе татарского поэта Сагита Рамиева, поставленный по его программному стихотворению, причем в самом спектакле не прозвучит ни слова. Главную роль исполняет Алмаз Хусаинов, режиссер — Туфан Имамутдинов.
Идею поэта прошлого века о необходимости пробуждения татарского народа и возрождения его национальной культуры современный режиссер интерпретирует, на первый взгляд, в более узком ключе: точкой отсчета в искажении собственной идентификации становится деформация родного языка, в данном случае — татарского.
Герой-поэт на сцене посредством синтеза драматического искусства и современной хореографии демонстрирует состояние своей душевной и физической растерзанности. Он делает отчаянные попытки вновь ощутить себя целостным, найти ту коварную ошибку, которая привела к сбою во всей его внутренней системе. Показано это очень трогательно и, безусловно, талантливо во всех смыслах. Воображение зрителя дорисует обозначенные лишь намеками сцены: неумолимо надвигающаяся на героя безжалостная стена-каток, ушедший поезд, который ему так и не удалось догнать… Все это сопровождается строками из оригинального стихотворения Сагита Рамиева, появляющимися на стене.
И вот уже в самом финале в поэтических титрах возникают какие-то баги: вместо привычных букв то тут, то там проскакивает нечитаемый символ, будто на компьютере слетела кодировка шрифта. Технический глюк? Бывает… Но постепенно этот глюк захватывает все слова, фразы целиком, смысл окончательно теряется. Параллельно этому и наш герой на сцене исчерпывает свои возможности к сопротивлению — он шагает в темноту, и дверь за ним зловеще захлопывается…
Небольшое отступление. Помимо написания статей, я также преподаю в коллежде, основное образовательное направление которого — информационные технологии. Национальный литературный язык как система — это тема одного из наших занятий со студентами-первокурсниками. Кодифицированность — один из основых признаков литературного языка как системы. Любой айтишник скажет, что сбой кодировки, даже самый незначительный, неминуемо приведет к искажению системы, а если его вовремя не исправить — в итоге вообще все может слететь к чертям.
Спектакль «На заре» — это мастерское воплощение элементарной технической истины художественным, поэтическим языком. Это надо показывать нашей современной молодежи, только с небольшим предварительным комментарием — и она точно все поймет!
Опасность постепенной утраты народом собственной национальной культуры через деформацию и последующую потерю родного литературного языка показана в спектакле «На заре» гениально просто. Спектакль оставляет широчайшие возможности для размышлений и философских обобщений.
И давайте будем откровенны: баг в системе — это может быть про все, что угодно! По этим же законам работает весь социум, весь наш мир. Запустите ошибку в систему нравственных ценностей целовечества — и через некоторое время заглючит вся система целиком. Это и испытал на себе татарский поэт Сагит Рамиев, оставивший свое своеобразное послание потомкам.