Среди наиболее заметных театральных событий октября нельзя не сказать подробнее о долгожданной премьере Пермского ТЮЗа. Здесь на суд зрителей представили романтическую трагедию Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» в постановке режиссера и художественного руководителя театра Константина Яковлева.
Когда в театре ставят всемирно известное классическое произведение, перед зрителем не стоит вопрос: «О чем это будет?» Куда важнее — как это будет? После ставшего хитом прошлого сезона мюзикла «Дубровский» от Константина Яковлева многие ожидали чего-то «этакого», современного, обязательно с музыкой и живым вокалом.
Но режиссер вместе со своей творческой командой профессионалов пошли по несколько иному пути. Создатели спектакля постарались максимально бережно отнестись к первоисточнику, хотя с текстом Шекспира (за основу взят перевод Татьяны Щепкиной-Куперник) пришлось все же немного похулиганить, чтобы придать спектаклю большую динамичность. Поэтическая основа текста трагедии сама диктует форму постановки — здесь на первый план выходят чувства и эмоции главных героев, а все материальное, «земное» как бы приглушено и слегка размыто во времени и пространстве.
В спектакле почти совсем нет декораций — они сведены к минимуму. Костюмы персонажей лишь весьма отдаленно соответствуют эпохе, гораздо большее внимание уделено их цвету: сменяющие друг друга белый, красный и черный символизируют динамику эмоционального состояния героев. Оригинальное музыкальное сопровождение специально для спектакля написал композитор Марк Либерзон.
В основе сюжета, как известно, лежит конфликт поколений, извечное противостояние интересов не понимающих и не принимающих ценностей друг друга отцов и детей. Юные и прекрасные молодые люди оказываются невольными заложниками затянувшейся войны между двумя семейными кланами; влюбленным абсолютно чужда эта кровная вражда, они бунтуют и пытаются жить по своим правилам — но в силу рокового стечения обстоятельств погибают.
В различные исторические периоды этот конфликт высвечивается разными гранями, и современный зритель вправе увидеть и прочувствовать вместе с героями бессмертной шекспировский трагедии именно то, что находит наибольший отклик в его сердце сегодня.
Интересным художественным приемом стало использование в постановке итальянского языка. В начале спектакля, в сценах противостояния веронских кланов Монтекки и Капулетти, враждующие стороны бурно и весьма эмоционально общаются между собой именно на этом языке. Поскольку для нашего уральского города итальянский является довольно экзотичным, рискну предположить, что большинство зрителей ничего не поняли. В этом и кроется режиссерский подтекст: конфликт двух семей, длящийся десятилетиями, по сути давно уже никому не понятен и поэтому совсем не актуален.
Еще одна оригинальная находка режиссера — своеобразный подиум, ведущий из середины сцены прямо в зрительный зал. По этому «мосту» герои пытаются убежать в светлый мир своего счастливого будущего из душного пространства окруженной железными заборами сцены, символизирующей мрачный мир старых традиций. Особенно трогательна сцена венчания, когда Джульетта взбегает по подиуму, неся на своих плечах белую легкую фату, и этим воздушным покрывалом окутывает почти весь зрительный зал, как бы приглашая всех разделить ее бесконечное счастье.
На роли Ромео и Джульетты заявлено два актерских состава: Евгения Шишенина — Александр Королев и Мария Саламатова — Эльдар Такавеев. Лично я видела спектакль с первой парой и могу судить только об их исполнении. Евгения Шишенина как всегда прекрасна и абсолютно естественна в роли Джульетты — лучшей актрисы здесь, казалось бы, и представить невозможно. Ромео же мне показался поначалу слишком наивным и простоватым. Однако если вспомнить, что шекспировские герои, по сути, еще подростки, то все быстро встает на свои места, и подобная романтичная инфантильность неопытного юноши оказывается вполне уместной. Важный момент: ТЮЗ ориентирует данную постановку в первую очередь на молодых зрителей, для которых Ромео и Джульетта — ровесники. Насколько Ромео покажется «своим» современным старшеклассникам? Пусть решают они сами!
Несомненной актерской удачей стало исполнение Викторией Ельцовой роли кормилицы. После премьеры, при выходе актрисы на поклон, зал буквально взорвался овациями, демонстрируя свое бурное восхищение и одобрение. Хочется отметить также прекрасную работу Артема Радостева в роли монаха Лоренцо.
«Ромео и Джульетта» в Пермском ТЮЗе — прекрасный спектакль, который я бы рекомендовала посмотреть и подросткам, и их родителям, и вообще всем сознательным людям в возрасте 14+.
Эта великолепно поставленная бессмертная трагедия великого Шекспира предложит каждому зрителю, независимо от его возраста, вместе с героями задуматься о самых важных вопросах: разумно ли слепо служить чужим непонятным идеям? Ради чего действительно стоит рисковать жизнью? Есть ли в мире что-то более ценное, чем настоящая и искренняя любовь?