В пермском камерном театре «Век жизни» любят русскую классику. На сцене этого авторского театра актерской семьи Моляновых можно увидеть постановки по Гоголю, Достоевскому, Куприну, Шмелеву, Аксакову. Особое место в репертуаре театра занимает А. П. Чехов, по произведениям которого здесь поставлено уже три спектакля: «Чехов. Шутка», «Медведь» и «Каштанка».
Спектакль «Медведь» по одноименной пьесе-шутке Чехова с успехом идет на сцене театра «Век жизни» уже несколько лет, и за это время он успел значительно трансформироваться.
В первоначальной версии «Медведя» роль вдовушки Поповой играла одна из молодых актрис театра, и в ее исполнении Елена Ивановна представала холодной и сдержанной красавицей. Такая трактовка персонажа, несомненно, имеет право на существование, но в этом случае поведение помещика Смирнова, долго и настойчиво требующего у молодой вдовы денег, невольно наводило на мысль: «Он что, слепой? Разве может мужчина не разглядеть такую красоту, не отреагировать должным образом на прекрасную хрупкую женскую фигурку в трауре?» Однако если бы грозный кредитор с первой же секунды оценил открывшееся ему великолепное зрелище, это нарушило бы весь чеховский сюжет, и комедия перешла бы в совсем иное русло.
Зато в современном варианте «Медведя» все идеально встало на свои места, ведь главную роль теперь исполняет Ирина Молянова — популярная театральная актриса, хорошо известная и любимая зрителями не только в Перми, но и во многих других городах России. Диапазон актерского таланта Ирины Моляновой поистине уникален: она мастерски играет как комические, так и трагические роли, способна превратиться на сцене и в бойкую жизнерадостную молодуху, и в немощную дряхлую бабку. А если актрисе достался небольшой эпизодический персонаж, она зачастую играет его с такой самоотдачей, что по яркости воплощения на сцене он ничуть не уступает главным действующим лицам спектакля.
Профессиональные режиссеры не раз подчеркивали, что замена даже одного ведущего актера превращает постановку в совершенно другой спектакль. Стоит ли говорить, что «Медведь» с Ириной Моляновой в главной роли зазвучал совсем иначе. Вместо томной скучающей красотки перед нами — аппетитная молодая женщина в расцвете жизненных сил, усердно изображающая из себя верную и безутешную вдову. Конечно, ей невероятно тесно и скучно в придуманном ею самой образе, и если лакей и дворовые девки еще могут обманываться на этот счет, то уж зрители — ни в коей мере! Перед нами — бомба замедленного действия, и неожиданный приезд шумного и несдержанного в выражениях помещика Смирнова, требующего у вдовствующей хозяйки вернуть ему долги умершего мужа, пусть и не сразу, но неминуемо приводит к грандиозному взрыву давно и тщетно удерживаемых в одинокой женской душе нерастраченных эмоций.
К слову, эксцентричный кредитор Смирнов в исполнении Андрея Молянова, кажется, тоже являет из себя почти такой же сгусток нереализованной энергии — в смысле попыток успешного общения с противоположным полом. Вот и еще одна одинокая душа! Вполне вероятно, что вся его бравада о многочисленных брошенных им женщинах — не более, чем пустой звук, и за внешней брутальностью и дерзостью на словах скрываются внутренняя неуверенность в себе и страх быть в очередной раз отвергнутым и высмеянным. Женщина для Смирнова теперь — почти что враг, поэтому он и начинает общение с незнакомой ему вдовушкой сразу с яростного нападения.
Антон Павлович Чехов прекрасно разбирался в тонкостях человеческой психологии. Если при встрече двух одиноких сердец волею случая произошел такой силы взрыв — то сильному и яркому пожару не миновать. А от ненависти до любви, как мы знаем, всего лишь один шаг…
Чеховская пьеса-шутка «Медведь» умещается в одном действии, а значит, и спектакль по ней получился относительно коротким — он длится примерно час. В этом, пожалуй, его главный и единственный недостаток: фееричный и зажигательный дуэт двух случайно встретившихся одиночеств перерастает в костер такой силы и красоты, что на него хочется смотреть как можно дольше. Но в театре «Век жизни» к классикам всегда относятся с максимальным почтением и уважением, поэтому никакой «отсебятины», переписывания сюжетов и придумывания новых финалов к произведениям известных авторов зритель здесь не увидит.
Тем, кому «Медведя» покажется мало и захочется еще эмоций и талантливой актерской игры, театр «Век жизни» предлагает на выбор множество других спектаклей, среди которых, как я уже упоминала, есть еще две постановки по Чехову. А премьера прошлого сезона «Каштанка» (12+) — отличный повод сходить в театр всей семьей.