21 июня в Перми состоялась долгожданная премьера спектакля «Маленькие трагедии» в постановке известного московского режиссера Ники Косенковой. В творческую команду создателей спектакля вошли также композитор Светлана Голыбина (Москва), художник по костюмам Ольга Малягина (Москва), сценографом стал художественный руководитель и главный режиссер театра «У Моста» Сергей Федотов (Пермь).
Ника (Вероника) Косенкова — человек уникальный: режиссер с мировым именем, актриса, педагог по искусству речи и автор собственной системы постановки голоса «Метоника». В театральной среде Нику Косенкову называют волшебницей: при общении по первым же словам она может определить биографию человека — из какой он семьи, где учился, кем работает. Ника Косенкова уверена, что иногда голос можно поставить за пятнадцать минут, главное, чтобы человек сам этого хотел. Более того, не поющих людей вообще не бывает: слух есть у всех, просто иногда не выстроена связь между слухом и воспроизведением.
Ника Косенкова в совершенстве владеет французским языком, что помогало ей ставить спектакли по всему миру. Среди ее многочисленных театральных постановок — «Пути поэта» по Пушкину в африканском Марокко, где актеры играли пушкинские тексты на арабском, французском, русском и испанском.
В Пермь знаменитую театральную «волшебницу» привело сотрудничество с театром «У Моста», на сцене которого и был создан спектакль «Маленькие трагедии» по классическим пушкинским произведениям. В постановке заняты актеры этого пермского театра.
Спектакль «Маленькие трагедии», как и пушкинский оригинал, состоит из четырех частей: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Ника Косенкова превратила самостоятельные пушкинские сюжеты в отражение мира творческих фантазий Александра Сергеевича, в котором создаются и живут все эти персонажи, а на полях рукописей то и дело появляются рисунки, наброски мелькнувших в воображении поэта образов.
Пермский театр «У Моста» славится своей необычайной мистической атмосферой и прекрасными постановками классических произведений, где досконально отражена историческая эпоха и максимально бережно сохранен авторский текст. Таково творческое кредо основателя театра Сергея Федотова, и оно было с восторгом принято пермской театральной публикой, чем и объясняется небывалая популярность «умостовских» спектаклей. В этом смысле «Маленькие трагедии» Ники Косенковой весьма удачно вписались в традиции театра «У Моста» и совершенно точно не разочаруют его постоянных зрителей: пушкинский стиль присутствует повсюду, а магическая энергетика спектакля впечатлит даже самого взыскательного театрала. Получился необычный, насыщенный, зрелищный и многогранный спектакль, пронизанный озорным юмором, несмотря на всю его трагичность.
В спектакле задействовано множество актеров, причем некоторые исполняют по несколько ролей, играя в разных сюжетах. Среди наиболее ярких работ хочется отметить игру Семена Осокина-Портного, который на этот раз выступил в трех совершенно различных ипостасях — Герцога, Монаха и Вальсингама, причем каждый образ абсолютно не похож на другой. В необычном мужском амплуа проявила себя Екатерина Пономарева, сыгравшая роль слуги Лепорелло в «Каменном госте». Очень хорош актер Денис Иванов в роли Альбера в «Скупом рыцаре»: в его персонаже одновременно уживаются и сила, и сдержанность, и ненависть к отцу, и благородство.
Неожиданной стала почти юмористическая трактовка «Каменного Гостя», причем особенно удачным получился образ Донны Анны в исполнении актрисы Милены Хмыловой. Впрочем, сам Пушкин, как мне кажется, пришел бы от такого видения его персонажей в полный восторг. Вообще, юмора в спектакле очень много, он остроумный, легкий и ненавязчивый — как и сам Пушкин.
По мере развития действия, сценическое пространство словно постепенно расширяется, захватывая собой и проходы на сцену, и даже сам зрительный зал. Зритель незаметно для себя оказывается как-бы внутри происходящего, которое воздействует на него через колоссальную палитру звуков и образов. В финальной части «Пир во время чумы» гостями бурного застолья оказываются и почти все герои предыдущих трагедий: мы видим тут Моцарта и Сальери, Донну Анну и Дона Гуана, рыцаря Альбера и его скупого отца. Поэтому уже не удивляет, когда Священник в весьма колоритном исполнении актера Артема Пицыка внезапно появляется едва ли не из середины зрительного зала. Кажется, все собравшиеся здесь, включая и публику — гости на этом шумном пиру человеческих страстей.
«Маленькие трагедии» Ники Косенковой оставляют после себя волшебное ощущение полного погружения в причудливый мир героев Пушкина, в самый водоворот их страстей и желаний.