Пермский авторский театр «Век жизни» представил на суд зрителей очередную, уже четвертую в этом сезоне премьеру. 24 и 25 апреля на сцене театра показали психологическую драму «Вечер» по пьесе белорусского писателя Алексея Дударева. Режиссер спектакля — Ирина Молянова.  

Алексей Ануфриевич Дударев (1950-2023 гг.) — советский и белорусский драматург и сценарист, мастер простых историй про обычных людей, в которых находят отражение серьезные, философские проблемы. Творческое наследие Алексея Дударева практически в полном объеме входит в Золотой фонд белорусского искусства. Дударев — автор сценариев к кинофильмам «Белые росы» (1983), «Брестская крепость» (2010) и других.

Пьеса «Вечер» была написана в 1983 году. По словам современников, когда на первой театральной премьере этой пьесы Алексей Дударев под восторженные аплодисменты публики вышел на сцену, в зале на несколько мгновений воцарилась полная тишина: настолько зрители были поражены тем, что автор пронзительной пьесы о стариках — совсем еще молодой человек. Затем овации грянули с удвоенной силой.

«Вечер» — это трогательная история об одиноких стариках, доживающий свой век в вымирающей белорусской деревне Вежки. Именно такой, с бережным отношением к авторскому замыслу и стилю, ее и показал на своей крошечной сцене театр «Век Жизни».    

Камерность постановки — очень важный аспект спектакля. Забытые всеми, не нужные даже своим родным детям и внукам старики оказываются в буквальном смысле слова рядом со зрителями. В чем-то наивные, в чем-то забавные, в чем-то раздражающие, но в целом — это совершенно родные, максимально понятные и по-настоящему близкие нам люди. Это чувство сопричастности, сопереживания героям растет по мере развития действия спектакля, а в финале достигает своего апогея.

В некогда полной кипучей жизни, а ныне обезлюдевшей бесперспективной деревушке Вежки доживают свой век трое ее последних обитателей — одинокие старики Василь, Микита и Ганна. Казалось бы, что может быть тоскливее, чем последние годы (или даже дни!) забытых всеми восьмидесятилетних стариков? Но нет! Вечер жизни — это еще не конец. Пока живы — будем жить!     

Колоритные пенсионеры в блестящем исполнении Натальи Катаевой, Андрея Молянова и Андрея Козлова, несмотря на свой весьма преклонный возраст, продолжают радоваться жизни, активно выясняют отношения, ссорятся, мирятся и даже соперничают из-за женщины. Вечер жизни — время, когда пора подготовиться к встрече с неизбежным финалом. Но ведь никто не знает, когда он наступит. Хотя лучше, если в среду: тогда после похорон в пятницу на поминках можно будет гулять все выходные!

Впрочем, у каждого из трех героев остались на душе свои секреты, свои неразгаданные тайны, свои несбывшиеся надежды. Постепенно мы узнаем некоторые из них, и сердце невольно сожмется от боли. Но вместе с этим наступит и более глубокое понимание, а затем — сочувствие, сострадание.  

Наиболее ярким персонажем спектакля «Вечер» я бы назвала позитивного и работящего Василя, каждый день произносящего молитвы Солнцу. Актер Андрей Козлов показывает своего героя отнюдь не жизнерадостным дурачком: это мудрый человек, переживший немало тягот и невзгод, но сумевший не только не озлобиться, но и стать своеобразным «солнышком» для окружающих, которое буквально греет всех своим оптимизмом и трудолюбием, излучая улыбки, тепло и свет.

Антипод Василя — Микита по прозвищу Гастрит в исполнении Андрея Молянова. Говоря современным языком, Микита — типичный токсичный человек: мелочный, злобный, мстительный, раздражающий даже своей манерой говорить. Однако Андрей Молянов постепенно раскрывает глубины характера своего нелицеприятного персонажа и умудряется показать его живым, страдающим человеком, достойным если и не одобрения, то хотя бы понимания.

Героиня актрисы Натальи Катаевой — бывшая деревенская красавица Ганна. Годы превратили ее в старуху, но не лишили мудрости. Преклонный возраст не помешал Ганне оказаться в центре любовной истории, где ей предстоит выбирать наиболее достойного из двух претендентов на ее руку и сердце. Потому что провести свои последние годы вдвоем, а не в одиночестве — это не блажь выживших из ума стариков. Это мудрость!  

За нехитрыми перипетиями жизни трех забытых всеми стариков из деревни Вежки встают вечные философские вопросы о цене личного счастья, о любви и предательстве, о ценности материальных благ, о смысле всей человеческой жизни.

Эти вопросы, которыми в спектакле задаются 80-летние деревенские старики, оказываются невероятно созвучными мыслям сидящих в зале зрителей. Потому что аналогичный «вечер» рано или поздно настигнет каждого из нас. Тем более, времена нынче такие, что вопросами «как я встречу свою смерть?» и «что останется в мире после меня?» впору задаваться не только глубоким старцам, прожившим воистину долгую и насыщенную событиями жизнь, но зачастую и людям совсем молодым…

Спектакль «Вечер», тем не менее, очень светлый и позитивный. Ведь пока над нами окончательно не сгустилась тьма ночи, можно и нужно продолжать жить, оставаясь при этом Человеком в самом высоком смысле этого слова.

А на вопрос о смысле жизни создатели спектакля дают свой собственный ответ, который зрители увидят в финальной сцене спектакля. И лично я с ними абсолютно согласна!