22 и 23 декабря в театре «У Моста» показали новый спектакль Сергея Федотова «Полет над гнездом кукушки» по Кену Кизи. Сюжет наверняка хорошо знаком большинству зрителей благодаря одноименному фильму Милоша Формана по роману Кизи, где главную роль блестяще сыграл Джек Николсон. Сергей Федотов не побоятся поставить свой вариант знаменитого шедевра, причем он предложил вниманию зрителей свою оригинальную инсценировку романа Кена Кизи.
«Спектакля про психов мы еще не ставили!» — сказал перед премьерой режиссер Сергей Федотов, но он немного слукавил. Вспомним хотя бы его легендарный спектакль «Зверь», где главные герои — странные люди, выжившие после ядерного апокалипсиса. По словам самого Сергея Федотова, актеры, готовясь к работе над ролями в «Звере», специально наблюдали за пациентами психиатрической больницы, чтобы максимально точно прочувствовать и воспроизвести на сцене особенности поведения и общения людей, страдающих психическими расстройствами. Еще один знаменитый «особенный» герой — это Билли из спектакля по Макдонаху «Калека с Инишмана». Напомню, именно эта постановка принесла пермскому режиссеру Сергею Федотову «Золотую маску». Впрочем, у макдонаховского Билли с головой как раз все было в порядке, его ущербность — лишь внешняя. Но так или иначе, зритель со стажем прекрасно знает, что и у режиссера, и у актеров театра «У Моста» имеется значительный опыт работы над персонажами с различными отклонениями, и опыт этот весьма успешный.
Тяжело трезвому среди пьяных — гласит народная мудрость. А каково нормальному среди сумасшедших? Именно в такой ситуации оказался главный герой спектакля «Полет над гнездом кукушки» Рэндл Макмерфи, которого привезли под конвоем в психушку, чтобы получить профессиональный вердикт врачей — псих он или обычный дебошир? Для Макмерфи все это выглядит очередным приключением, причем даже забавным. Несомненно, отбывать срок за хулиганство лучше в психушке, чем в колонии. Но так ли это?
Макмерфи в спектакле играет актер Илья Бабошин. Пожалуй, он идеально вписался в образ своего героя: безбашенный балагур с напускной придурью, но с явными замашками бунтаря, готового моментально вступить в драку «за своих» или за свои собственные принципы. Вскользь прозвучат краткие сведения из биографии Макмерфи, и мы услышим, что находясь в горячей точке, он стал инициатором успешного побега военнопленных. Однако, это весьма емкий факт!
Психиатрическая больница, воссозданная на сцене, максимально точно воспроизводит аналогичные американские лечебные заведения. На окнах решетки, как в тюрьме, причем из самих окон льется яркий солнечный свет — символ свободной жизни. Везде чистота и порядок. Порядок — это ключевое слово, он должен соблюдаться во всем и неукоснительно, и даже вопреки желанию большинства пациентов, подтвержденному справедливым голосованием всей палаты. Воплощением порядка и торжества здравого смысла над сомнительными «хотелками» психов становится главная медсестра мисс Рэтчед в исполнении актрисы Анастасии Перовой. Это строгая молодая женщина в безукоризненно белой медицинской одежде, всегда с элегантной прической и макияжем — потрясающая красотка и знатная стерва.
Пациенты больницы — это колоритнейшие персонажи, каждый из которых в исполнении актеров театра «У Моста» является маленьким шедевром. Самые яркие среди них — Дейл Хардинг (актер Владимир Ильин), Билли (актер Вильдан Валиев) и глухонемой индеец «Вождь» (актер Денис Иванов). Абсолютно все «психи» уникальны и исполнены актерами просто гениально, включая даже тех персонажей, у которых практически нет слов. Среди последних хочется отметить работы актеров Андрея Козлова (его герой на протяжении всего спектакля периодически произносит одну и ту же фразу) и Дмитрия Мурзаева (его персонаж вообще всегда молчит, но при этом разыгрывает свой собственный спектакль где-то на самом дальнем плане),
Попав в психиатрическую больницу и увидев ее обитателей, Макмерфи ничуть не огорчен: поначалу он куражится и даже строит планы на красотку мисс Рэтчед. Однако чем дольше Макмерфи будет находиться здесь, чем больше станет узнавать местные порядки и теснее знакомиться с окружающими его «психами», тем страшнее будет преломляться действительность, превращаясь в настоящий кошмар, из которого практически нет выхода.
Одним из самых пронзительных откровений Макмерфи станут слова о том, что психи здесь — это самые нормальные люди. А настоящим шоком для него станет понимание того, что большинство пациентов клиники находятся здесь добровольно, и теоретически они могут уйти отсюда и прекратить все эти изощренные психические и даже физические издевательства над собой — но они продолжают все это терпеть! Почему же они ничего не делают, чтобы изменить свою невыносимую жизнь?! Почему продолжают молча страдать?
Роман Кена Кизи, по которому создан спектакль, это сложнейший в художественном и психологическом плане материал, который ставит огромное количество вопросов, однозначных ответов на которые не существует. Этим он, пожалуй, и привлекателен для режиссеров, так как дает им возможность расставить свои собственные акценты и предложить поискать ответы зрителю — в соответствии с актуальными запросами времени и окружающей действительности.
«Меня больше интересуют поиски правды, чем сама правда», — говорил Милош Форман, постановщик американского фильма «Полет над гнездом кукушки». Роман Кена Кизи был написан в 1962 году, фильм Формана снят в 1975, спектакль Федотова поставлен в 2022… Кажется, основная тема романа за эти годы не только не исчерпалась, но, напротив, стала гораздо актуальнее! Так сколько же еще лет человечество будет бродить по своей психушке в тщетных поисках истины?
И пусть зритель, придя на спектакль «Полет над гнездом кукушки», не найдет готовых ответов на все вопросы, он честно сможет сказать вместе с Рэндлом Макмерфи: «Но я хотя бы попытался!»