Я всегда с особым интересом отношусь к творчеству независимых театров. У государственных театров есть стабильное финансирование, штат всяких нужных работников, постоянные актеры. В таких условиях можно позволить себе ставить модные спектакли, которые будут удивлять рафинированных театральных критиков и получать заслуженные награды на престижных столичных фестивалях. А зритель? … Уходит пачками после первого действия?.. Да Бог с ним, со зрителем, не каждому же дано понять настоящее высокое искусство! Независимый театр такого себе позволить не может. Не будет зрителя — не будет продаж билетов, то есть денег на аренду, зарплату… Бывают счастливые случаи, когда театр находит спонсора-мецената в лице богатого поклонника своего творчества, но главным вектором развития независимого театра все же остается зритель.

Краснодарский независимый «Один театр» существует уже восемь лет, и за эти годы он успел сформировать свою постоянную зрительскую аудиторию, свой репертуар. В Пермь театр привез спектакль «Сиротливый запад», который был показан в театре «У Моста» в рамках IV Международного фестиваля Мартина МакДонаха. И хотя спектакль не удостоился высоких наград жюри фестиваля, но он имел несомненный успех у зрителей и получил массу положительных отзывов поклонников творчества ирландского драматурга Мартина МакДонаха, приехавших на фестиваль.

 Оригинальным решением спектакля краснодарского театра стали декорации, позволяющие практически одновременно показывать зрителю два плана происходящего: повседневную бытовую жизнь двух братьев с их постоянными перепалками, что полностью соответствует тексту пьесы, и события, происходящие вне стен дома, которые в пьесе подразумеваются, но прямо не обозначаются. Такое органичное сочетание добавляет постановке масштаба и красочности, а в отдельных эпизодах — еще и дополнительные порции «черного» юмора. Отдельная режиссерская находка — грязное белье присутствует на сцене не только в переносном смысле, но и буквально, в виде простыней на веревках, которыми братья то и дело отгораживаются друг от друга.

Игра актеров заслуживает самых высших оценок. Артем Акатов настолько органично смотрится в роли отца Уэлша, что после спектакля трудно представить этого макдонаховского героя в ином актерском воплощении. Весьма своеобразны братья Конноры (Михаил Хмыз и Михаил Золотарев) — с одной стороны, они абсолютно разные внешне, но при этом полностью дополняют друг друга, создавая превосходный яркий дуэт.  

 Спектакль длится почти три часа, что, пожалуй, рискованно для театра, ориентированного на зрителей, но в данном случае риск себя оправдал. Сюжет, щедро сдобренный смешными эпизодами (порой балансирующими совсем на грани дозволенного, но за грань все же не скатывающимися), держит зрителя в напряжении и все нарастающем желании узнать, чем же закончится это гротескное и колоритное противостояние двух родных братьев. Еще один немаловажный момент — в некоторых эпизодах неожиданно узнаешь что-то знакомое, напоминающее собственные юные (или не очень) годы. Но чем дальше движется спектакль, тем больше горечи и боли вызывают слова и поступки героев, а смешное вдруг оборачивается настоящей трагедией. Перед нами — уже не два забавных взрослых придурка, а два страдающих человека, лишенных любви, но очень в ней нуждающихся. И что самое важное — они способны любить. Они так этого хотят! И финал внушает надежду, что у обоих еще остался такой шанс.

Общаясь с журналистами перед спектаклем, актеры краснодарского театра рассказали один показательный случай. Однажды на их спектакль «Сиротливый Запад» пришли старшеклассники во главе с учительницей. Наверное, она ожидала увидеть что-то другое, приведя целый класс на спектакль МакДонаха, потому что уже во время первого действия начала возмущаться и требовала прекратить спектакль, а в антракте в приказном порядке увела всех подростков из театра. Однако на следующий спектакль эти же старшеклассники пришли снова — сами, и без учительницы. Потому что спектакль им понравился, и они очень хотели досмотреть его до конца.

Исследователи творчества МакДонаха отмечают, что в его героях, даже в самых свирепых и сумасшедших, всегда можно найти что-то человеческое, доброе. И если режиссеру удалась постановка спектакля, то же самое происходит и со зрителем — даже в самой зачерствевшей душе вдруг оживают чувства сопереживания, а глаза порой начинает щипать от слез.

Спектакль «Сиротливый Запад» краснодарского независимого коллектива «Один театр», несомненно, оказался способен глубоко затронуть сердца зрителей. И если даже подростки добровольно пришли в театр, чтобы досмотреть спектакль по МакДонаху — значит, постановка действительно удалась!