Еще один пермский театр подготовил новый спектакль к 200-летнему юбилею «русского Шекспира» — драматурга Александра Николаевича Островского. На этот раз премьера прошла в Пермском ТЮЗе, где 4, 5 и 6 апреля показали театральную трагикомедию «Лес» в сценической редакции Константина Яковлева.
Зрители со стажем, возможно, помнят, что «Лес» уже шел на тюзовской сцене: одноименный спектакль был поставлен в 2009 году режиссером Борисом Цейтлиным. Нынешний «Лес» — это совсем другая история, это абсолютно новый спектакль.
Режиссер Константин Яковлев использовал принцип «театр в театре», то есть его актеры играют актеров, которые играют «Лес» Островского. Подобно тому, как в математике минус на минус дает плюс, этот театральный прием позволяет размыть границы между реальностью и игрой, усилить комический и сатирический эффект разыгрываемого действия. Актеры, не занятые в текущий момент в эпизодах, могут тоже стать зрителями, кто-то садится за туалетный столик возле сцены и снимает грим, а самый озорной улучает момент и лихо проносится мимо всех на роликовых кроссовках.
Впрочем, эти художественные изыски не помешают неискушенному зрителю, не читавшему Островского и не знакомому с сюжетом «Леса», понять содержание пьесы. Все герои комедии на месте, все диалоги присутствуют, а кое-что даже добавлено. Например, мы увидим тот самый неприличный сон Гурмыжской, о котором она постеснялась рассказать. Кстати, возрастную категорию 18+ спектакль имеет совсем не поэтому, а потому, что «содержит сцены табакокурения и употребления алкогольных напитков».
Спектакль «Лес» имеет два актерских состава. По словам режиссера, это по сути два разных спектакля, ведь каждый актер уникален и играет роль по-своему. Мне довелось увидеть версию с Татьяной Гладневой в роли Гурмыжской, и актриса, как всегда, была великолепна. Ее героиня, едва появившись на сцене, приковывает к себе все внимание зрителей, она просто феерична! Те зрители, кому досталась Елена Бычкова, тоже не скрывают своих восторгов от игры исполнительницы главной роли.
В репертуаре ТЮЗа есть спектакль «Эдит Пиаф. Больше, чем любовь», где заглавную роль исполняет Татьяна Гладнева, а ее партнером является актер Артем Гукенгеймер. Меня в свое время сильно впечатлил пронзительный дуэт этих актеров, буквально проживающих на сцене краткую историю любви великой певицы и молодого легионера. И вот в «Лесе» они снова в дуэте: Артем Гукенгеймер играет Буланова, возлюбленного Гурмыжской. И Боже мой, насколько эти две пары различны! Татьяна Гладнева в роли богатой великовозрастной нимфоманки, соблазняющей самовлюбленного недоросля Артема Гукенгеймера — на это определенно стоит посмотреть.
Еще один колоритный дуэт — трагик Несчастливцев в исполнении Евгения Замахаева и комик Счастливцев (актер Дмитрий Гордеев). Это театр уже даже не в квадрате, а в кубе: актеры ТЮЗа играют актеров, которые играют актеров — персонажей Островского! По этому счастливому случаю зрителей ждет настоящий праздник. Ироничный Гордеев будет вживую играть на раритетной концертине, а красавчик Замахаев в роли самого положительного героя комедии никому не оставит шанса и завоюет все зрительские сердца. Мое личное субъективное наблюдение: Евгений Замахаев временами поразительно походил на знаменитого Александра Смирнова, звезду спектаклей «Продавец дождя» и «Брут». Если это не случайная игра света и теней, а намеренный косплей — мы имеем театр уже не в кубе, а в четвертой степени!
Но чем дольше идет спектакль, тем больше актеры (которых играют актеры ТЮЗа, как мы помним) входят в диссонанс со своими персонажами. И хотя их сценические костюмы становятся все более красочными и эпатажными, лица их грустнеют, а восторженные реплики произносятся уже с большим трудом. Фееричная Гурмыжская вдруг оказывается уставшей женщиной с потухшим взглядом, хитрая шпионка Улита и вовсе уходит со сцены в свою гримерку. Окончательно ломает классический сюжет Островского Аксюша, которая, казалось бы, как раз и добилась всего, о чем только могла мечтать, но, внезапно, все-таки принимает решение стать актрисой и уйти из этого дремучего «леса». В мире, где правят деньги и плотские страсти, все равно найдутся люди, жаждущие справедливости, искренней любви и служения высокому искусству. Даже если большинство считает их глупыми клоунами.
В спектакле «Лес» заняты только опытные актеры, и все они блестяще справились с задачей, поставленной перед ними режиссером — а она была непростая! Да и зрителям было нелегко: спектакль в двух действиях вместе с антрактом идет больше трех часов. Но если за эти три часа одни смогли рассказать свою историю до конца, а другие — выслушать ее, понять и прочувствовать, то, наверное, у этого мира еще есть шанс не заблудиться окончательно в темном лесу, а рано или поздно выйти к свету.