19 июня на сцене театра «У Моста» студенты 3-го курса института культуры, Мастерская Сергея Федотова, показали для зрителей свою, студенческую версию знаменитого музыкального спектакля «Юнона и Авось». Таков был их экзамен по актерскому мастерству.
Режиссер Сергей Федотов в своей преподавательской деятельности следует принципу «тяжело в учении — легко в бою», поэтому его студенты с первого же курса играют самые настоящие спектакли на сцене профессионального театра «У Моста». Опера-мистерия «Юнона и Авось» в постановке Сергея Федотова стала уже девятым по счету спектаклем студентов. В их репертуаре также значатся «Команда», «Ханума», «Камедыя», «Мачеха Саманишвили», «Зверь», «Про Федота-стрельца…», «Лягушки в шампанском» и уникальный спектакль по Марине Цветаевой «Приключение», который «взрослый» состав театра «У Моста» не играет.
Ленкомовская рок-опера «Юнона и Авось» с Николаем Караченцовым в главной роли давно стала мировой классикой, а знаменитая композиция «Я тебя никогда не забуду…» превратилась в музыкальный хит, который с удовольствием слушают даже совершенно далекие от театра люди. Спектакль Марка Захарова своею популярностью во многом также обязан невероятной харизме Караченцова, игравшего графа Резанова на пределе своих актерских возможностей, буквально выворачивая душу наизнанку.
В студенческой версии «Юноны и Авось» главная роль, на которой, собственно, и держится весь спектакль, досталась совсем молодому Семену Осокину-Портному. Даже опытному актеру непросто играть героев, давно и прочно ассоциирующихся с именем и обликом определенного исполнителя: зритель поневоле будет сравнивать его с именитым предшественником. В случае с «Юноной и Авось» задача еще более усложнилась: студенту предстояло изображать на сцене сорокалетнего графа с трагическим жизненным опытом и выглядеть в этом образе максимально убедительно, иначе спектакль рисковал бы превратиться в пародийную комедию.
Мне посчастливилось увидеть все восемь студенческих спектаклей, и, исходя из моего зрительского опыта, поначалу к Семену Осокину-Портному в роли Резанова я отнеслась довольно скептически. Актер, несомненно, обладает приятной внешностью, но на сцене он нередко выглядит скованным и отстраненным. Хотя бывали и неожиданные исключения, например, совершенно фееричная комедийная роль Жида в «Камедыи». Однако мой скептицизм быстро прошел: Семен Осокин-Портной удивительно органично вписался в образ графа Резанова, он даже выглядел гораздо старше своих лет. Актер буквально прожил на сцене сперва душевную боль разочаровавшегося во всем человека, затем отчаянную надежду на русское «авось», потом — зарождение внезапной любви, чувственную сцену страсти и неимоверную жажду жизни на самом пороге гибели. Признаюсь, я даже и не ожидала от этого молодого актера такого размаха, такой глубины и искренности.
Юную красавицу Кончиту играла Анна Горшкова. Это первая главная роль молодой актрисы, и, на мой взгляд, дебют оказался вполне удачным. Пожалуй, немного испортила впечатление ее не совсем испанская внешность, но это обстоятельство компенсировалось ее женским обаянием, нежностью и грацией.
Роль жениха Кончиты Федерико исполнил Дмитрий Мурзаев, и это тот случай, когда можно расслабиться и просто наслаждаться зрелищем. Достаточно сказать, что Мурзаев давно и прочно играет эту роль во «взрослом» репертуаре театра, наряду с профессиональными актерами, и вряд ли кто-то из зрителей заподозрил, что это всего лишь студент. Кроме того, молодой актер обладает совершенно мистической способностью менять внешность и национальность: в «Юноне и Авось» он, разумеется, выглядит как стопроцентный темпераментный испанец.
Пожалуй, ожидать от студентов-третьекурсников актерского отделения профессиональных вокальных данных даже как-то неприлично. Но в «Юноне и Авось» студенты-актеры пели исключительно «вживую», и какого-то исключительного диссонанса я не заметила. Особенно впечатлила актриса Анастасия Леднева в роли Богоматери — с таким диапазоном голоса можно выступать и в настоящей опере!
Вообще «Юнону и Авось» в постановке Сергея Федотова я видела несколько раз, с разным актерским составом. Экзаменационный спектакль со студентами неожиданно для меня оказался невероятно эмоциональным, и в этом смысле он даже превзошел профессиональный вариант. По крайней мере, таковы мои личные ощущения. Реакция остальных зрителей была аналогичной — восторг и долгие бурные аплодисменты.
Кстати, мастер курса Сергей Федотов тоже успел получить оценку за свою преподавательскую деятельность: студенческий спектакль «Юнона и Авось» недавно был показан в Барнауле на фестивале «Шаг», и диплом «За лучшую мужскую роль» достался Семёну Осокину-Портному. Отличная работа, Сергей Павлович!