В Пермском ТЮЗе вновь премьера! Вслед за вышедшим в ноябре прошлого года спектаклем «Гарольд и Мод», на суд зрителей предложена еще одна история о славной и доброй старушке — «Дорогая Памела» по пьесе американского драматурга Джона Патрика. Это снова комедия, а поскольку ориентирована она прежде всего на взрослых зрителей, то можно не сомневаться, что за обилием юмористических сцен и смешных диалогов скрыт серьезный, даже философский подтекст о вечной борьбе добра и зла.
Пьеса Джона Патрика «Дорогая Памела» (она имеет и второе название — «Как бы нам пришить старушку») неоднократно ставилась во всем мире и во многих российских театрах. В оригинале это типично американская рождественская сказка-притча, ведь основное действие происходит в канун Рождества. Однако спектакль Пермского ТЮЗа в постановке приглашенного режиссера Алексея Ларичева — это нечто гораздо большее, выходящее за рамки легкой комедии, которую приятно посмотреть под Новый год. Не случайно и премьера спектакля состоялась 17 февраля, когда новогодние праздники остались уже далеко позади.
В заглавной роли — заслуженная артистка РФ Татьяна Жаркова. Ее Памела Кронки — одинокая старушка, доживающая свои дни вместе с любимым котом в старом, на глазах разваливающемся доме. У Памелы есть свои причуды и странности, и в первые минуты появления на сцене она производит впечатление легковерного, даже наивного человека, которого можно так легко обвести вокруг пальца! И этим не прочь воспользоваться шайка мелких аферистов, которым позарез нужно где-то укрыться от идущей по пятам полиции. Полузаброшенный дом Памелы — как раз то, что нужно! Тем более, старушка даже рада таким гостям и сама предложила им остаться. Вот так удача!
Но чем дальше развивается сюжет, тем яснее мы видим, что Памела далеко не выжившая из ума старушка. Она все прекрасно понимает. Долгая жизнь и постигшие ее утраты (сначала в автокатастрофе погиб ее муж, потом — дочь) научили ее стойкости и мудрости. А еще у нее есть свой секрет — она пишет письма Богу. И хотя он ничего не присылает в ответ, но как знать?.. Может быть, эти внезапно появившиеся в ее одиноком существовании трое неудачников (как же оказавшиеся за бортом жизни, как и сама Памела) — и есть давно ожидаемый ею ответ от Бога? Помочь им Памела может только одним — своей безграничной верой в добро и любовь.
Любовь способна творить чудеса. И первое чудо происходит на глазах зрителей — поддельные духи, купленные Памелой у наших аферистов, вдруг оказываются настоящими. Конечно, никакого волшебства тут на самом деле нет — просто совесть не позволила Глории (которую Памела почему-то упорно называет Барбарой) продать доброй старушке подделку, и девушка отдает ей свой флакон.
В этом месте хочется особо подчеркнуть великолепную игру двух актрис — Татьяны Жарковой и Ксении Жарковой. Между их героинями на сцене на протяжении всего спектакля происходит какая-то немыслимая химия, и это взаимодействие на тонком, незримом уровне кардинально меняет Глорию. Только ближе к концу мы узнаем, что Бабрара — это имя погибшей дочери Памелы, и что Глория на нее очень похожа. Это открытие буквально переворачивает внутренний мир девушки, и мы в очередной раз понимаем, как сильно она нуждалась в любви.
Не меньше нуждаются в любви и признании и другие персонажи нашей пьесы — дружок Глории Брэд Винер (актер Павел Ознобишин) и его приятель Сол Бозо (актер Андрей Пудов). Оба они — неудачники. Сол, бывший работник типографии, играет по жизни роль шута и непризнанного философа, а Брэд, в прошлом талантливый инженер, потерявший работу из-за болезни легких, явно зол на весь мир и срывает свою агрессию даже на Глории, то награждая ее обидной шуткой, то и вовсе давая тычка. Не удивительно, что когда перед Глорией встает выбор — уйти с Брэдом или остаться в доме Памелы, девушка предпочитает добрую старушку.
На беду, аферистам приходит гениальная идея — оформить на Памелу страховку в свою пользу, потом укокошить старушку и получить свои денежки. Дело нехитрое — дом старый, можно легко организовать несчастный случай. Недаром в их команде есть инженер!
Удивительно, но Памела с легкостью соглашается оформить такую страховку. Показателен визит врача (актер Сергей Трясцын), который должен осмотреть старушку и выдать документ. Перед зрителем предстает не традиционный врач в белом халате, а скорее сам Мефистофель, весь в черном — и Памела подписывает страховку, словно закладывая свою жизнь за попытку спасти души трех грешников, так жаждущих ее смерти.
Итак, теперь Памела стоит дорого. А что может быть лучше денег? Тем более, если они сулят счастливое будущее? И если первая попытка пришить старушку обернулась нелепой неудачей, что мешает лучше подготовиться и организовать вторую? Даже Глория готова пожертвовать Памелой ради собственного семейного счастья — ведь Брэд впервые заговорил с ней о семье и ребенке! Вот и честный полицейский (актер Дмитрий Юрков), давно разыскивающий наших аферистов, кардинально меняет свои пристрастия, увидев в страховке и свое имя — ему причитается четверть суммы!
Когда в бой против старушки введена такая тяжелая артиллерия, остаются ли у Памелы шансы не умереть и спасти эти заблудшие души?.. Ведь у нее есть только одно оружие — ее безграничная любовь к людям и вера в добро. Впрочем, возможно, у нее есть еще и тайный союзник — тот, кому она писала письма все годы своего одиночества.
Спектакль «Дорогая Памела» — удивительная смесь смешного и грустного, простого и серьезного. Он о том, как важно человеку вовремя понять, что в этой жизни ему действительно дорого.