Бывают спектакли, после которых хочется улыбаться и радоваться жизни — словно крылья выросли! Бывают спектакли, о которых хочется непременно поскорее рассказать друзьям — так лихо закручена в них интрига, или известный актер предстал в совершенно неожиданном амплуа, и это было классно. А бывают спектакли, после которых хочется помолчать, побыть в тишине, остаться наедине с самим собой…
Новую постановку Пермского ТЮЗа «Эдит Пиаф. Больше, чем любовь» я бы отнесла как раз к последней категории. Это сценическая фантазия режиссера Константина Яковлева по пьесе Ксении Драгунской «Мой легионер», приуроченная к юбилею актрисы театра Татьяны Гладневой. 15 сентября премьерный спектакль «Эдит Пиаф. Больше, чем любовь» открыл новый 59-й театральный сезон Пермского ТЮЗа.
На протяжении всего спектакля на сцене всего два персонажа — Он и Она. Минимум декораций и красок: всего два простых стула и лаконичные черно-белые тона. Она — это Певица, играющая роль Эдит Пиаф, постепенно вживающаяся в образ и буквально сливающаяся со своей героиней. Он — Легионер (он же — Антрепренер), впоследствии ставший персонажем знаменитой песни Эдит Пиаф «Мой легионер». Между этими двумя случайно встретившимися людьми возникает некое очень тонкое взаимодействие — попытка понять друг друга, найти точки соприкосновения и, может быть, даже обрести наконец родственную душу. На сцене происходит своеобразный моральный стриптиз героев: рассказывая о своих самых сокровенных воспоминаниях, они обнажают друг перед другом (и перед зрителем!) свои наиболее уязвимые места, приоткрывая болезненные, до сих пор не зажившие душевные раны. И чем больше они узнают друг друга, теми сильнее становится их взаимное притяжение. Любовь, или даже нечто большее?
Главную женскую роль исполняет ведущая актриса театра Татьяна Гладнева. На мой взгляд, она совершенно точно попала в типаж своей героини: не красавица внешне, хрупкая, даже неказистая, но удивительно прекрасная душой и талантом, обладающая ярким индивидуальным характером, невероятно мощной внутренней энергетикой и потрясающей жаждой жизни. Более того — у Татьяны Гладневой прекрасный голос, и песни великой певицы в спектакле актриса исполняет сама. «Я пою не для всех — я пою для каждого, ” — говорила легендарная Эдит Пиаф. Пробившаяся на вершину славы из самых низов, певица была близка и понятна каждому. Она не боялась жить, любить, совершать ошибки. Другой вопрос — каких сил ей это стоило, от чего ей пришлось отказаться. И как раз эту глубоко личную сторону натуры Эдит Пиаф раскрывает в спектакле Татьяна Гладнева, причем делает это так, что за неполных полтора часа влюбляет в себя не только своего сценического легионера, но и весь зрительный зал.
Партнером Татьяны Гладневой в спектакле стал актер Артём Гукенгеймер. Но если в Эдит Пиаф Гладневой мы видим прежде всего ее прекрасную душу, то Альбер в исполнении Гукенгеймера — это в первую очередь красивое тело. Неудивительно, что Эдит начинает испытывать к нему влечение — он и правда весьма хорош внешне! Сам Альбер уже покорен талантом певицы, и между ними вспыхивают первые искры взаимного притяжения. Случайная встреча, невозможный роман — или все-таки возможный?.. Чем глубже они узнают друг друга, тем сильнее разгораются их чувства. Но любовь ли это? Или просто каждый дал волю своей фантазии и дорисовал в своем воображении образ партнера так, что тот стал похож на его собственные мечты? А если это все-таки любовь, то какую цену придется заплатить за мимолетное счастье? Стоит ли она того?..
Вообще сложно однозначно трактовать происходящее на сцене. Что это — репетиция, попытка актрисы войти в образ, воспоминание о реальном событии прошлого или просто оживающая в творческом женском воображении красивая фантазия, которой суждено превратиться в песню и стать ее судьбой? Впрочем, так ли это важно? Гораздо важнее те эмоции, которые мы начинаем испытывать вместе с распахивающей свое сердце и душу героиней.
Женщина на сцене — это уже не только Эдит Пиаф, и даже не актриса, играющая роль Эдит Пиаф, это и каждый зритель, вместе с ней переживающий свое собственное прошлое или настоящее, а может быть, и будущее. Это спектакль не для всех — он для каждого. У каждого своя история, свои переживания и свои мечты. «Нет, я ни о чем не жалею!» — поет хрупкая женщина в маленьком черном платье, но с невероятно сильным характером. Она делает свой выбор в пользу искусства и любви миллионов своих слушателей и зрителей, ведь это для нее, несомненно, больше, чем любовь одного-единственного реального мужчины.
А после спектакля хочется немного помолчать. Побыть наедине со своими мыслями о любви, о жизни, об искусстве, о том, что каждому из нас важно не только вовремя сделать свой выбор, но и уметь ни о чем не жалеть.