В театре «У Моста» состоялась последняя премьера сезона — 15 июня на сцене театра показали спектакль «Яма». Это сценическая версия известной повести Александра Куприна, поставленная режиссером Сергеем Федотовым в жанре печальной комедии.   

Режиссер Сергей Федотов — общепризнанный мастер классического русского психологического театра. В своих спектаклях он стремится максимально точно и полно воссоздать на сцене замысел автора, показать его персонажей такими, какими они задумывались изначально. Поэтому не ждите от новой «умостовской» постановки игривой комедии о распущенности нравов с пикантными сценами. «Яма» Сергея Федотова — это жестокое и беспощадное погружение в самую бездну низменных человеческих страстей и невыносимых страданий.

Повесть Куприна увидела свет в начале ХХ века и вызвала целую бурю негодования: главными героинями оказались презренные падшие женщины! Вдобавок писатель подробно обрисовал в «Яме» не только быт и нравы обитательниц дома терпимости, но и продемонстрировал обыденные повадки уважаемых в обществе лиц мужского пола, регулярно наведывающихся в публичный дом ради удовлетворения своих плотских потребностей. Основной инстинкт во всей его красе, российская дореволюционная версия. Зрелище оказалось не просто малоприятным, а мерзким и отвратительным.

Перенося сюжет «Ямы» Куприна на сцену, Сергей Федотов не ставит целью шокировать зрителя, он вслед за писателем неспешно и методично вскрывает подробности обычной жизни обитателей дома терпимости: падших девиц, их начальниц, гостей. Здесь все идет своим чередом: традиционная взятка продажному полицейскому, шумная и веселая суета на женской половине, забавное обсуждение клиентов-любимчиков, ежедневная рутина с приемом посетителей, музыкой, танцами и обязательной попыткой раскрутить каждого заказчика на выпивку и угощение. Бывают и всякие неприятности, но куда же без этого! Все, как у обычных людей.

Однако даже на первый взгляд в этом бойком празднике жизни заметно что-то нездоровое. Взять хотя бы девочек: юные, смешливые, хорошенькие, но в каждой будто бы присутствует какой-то изъян. Так сразу и не разберешь, в чем тут секрет. Уж мы-то, постоянные зрители театра «У Моста», прекрасно знаем, какими красавицами могут предстать на сцене, например, молодые актрисы театра Милена Хмылова и Анастасия Леднева! Но в «Яме» даже они выглядят какими-то странными, ущербными, похожими на сломанных кукол, которыми пока еще можно играть, но совсем скоро их пора будет выбрасывать на помойку.  

Не менее живописны и мужчины — клиенты публичного дома. Один поганее другого! Их череду открывает Учитель, персонаж Василия Скиданова: лысый, некрасивый, скупой, требовательный, противный. Впрочем, далее на сцене в этом же качестве появятся и более привлекательные, даже обаятельные герои: репортер Сергей Иванович Платонов (актер Илья Бабошин), студенты Василий Лихонин и Боря Собашников (актеры Алексей Улановский и Артем Пицык). Но! 

Присмотримся получше: это те самые взрослые мальчишки, которые привыкли покупать себе красивых кукол, чтобы потом, наигравшись, без всякого сожаления выбросить их, порядком истрепанных, а взамен приобрести новых. Не вызывает полного доверия даже искренне сочувствующий девицам репортер Платонов, который регулярно ходит сюда, как в зоопарк, чтобы собирать материал для своей работы, да еще и приводит с собой толпу студентов.  

Самым положительным персонажем, пожалуй, можно назвать Василия Лихонина, который твердо решил спасти хотя бы одну из обитательниц публичного дома и выбрал для этой цели глупенькую Любку (актриса Милена Хмылова). Честный и добрый, возвышенный и интеллигентный — именно такие, наверное, и бросались с головой в революцию, готовые пожертвовать собственной жизнью ради идеалов добра и справедливости. Вот его-то в спектакле жалко больше всех, ибо финал прекрасных и бескорыстных устремлений благородного студента окажется весьма трагичным: неграмотная Люба не оправдала его надежд и превратилась в тяжкий балласт, неумолимо тянущий своего спасителя на дно.  

Спектакль «Яма» — это целая галерея блестящих актерских работ, каждая из которых является шедевром в миниатюре. Совершенно великолепна властная и статная Алена Войтенко в образе владелицы публичного дома Анны Марковны. Бесподобна в роли бессердечной и жестокой экономки Эммы Эдуардовны актриса Анастасия Муратова, преобразившаяся на сцене в породистую немку. Подленький полицейский-взяточник Фома Фомич — прекрасная роль Александра Шаманова. Весьма колоритным получился немногословный и набожный щвейцар-вышибала Симеон в исполнении Владимира Ильина. Хороши также абсолютно все актрисы, сыгравшие девиц из дома терпимости: здесь даже самые небольшие роли вышли яркими и заметными.

«Яма» Сергея Федотова оставляет после себя долгое и горькое послевкусие. Здесь не будет хеппи-энда, нет даже намека на грядущий проблеск луча света в темном царстве. Любимые вопросы русской интеллигенции «кто виноват?» и «что делать?» снова останутся без ответа. Зато совершенно ясно одно: яма сломает каждого, кто так или иначе в нее попадет.