27 марта, в Международный день театра, в Пермском ТЮЗе состоялась необычная премьера. На новой сцене театра был показан спектакль «Птицы», созданный по мотивам комедии Аристофана. Его жанр определен создателями как «хождение между мирами в двух действиях». Постановка рассчитана исключительно на взрослую зрительскую аудиторию и имеет возрастное ограничение 18+.
Оригинальная комедия древнегреческого комедиографа Аристофана написана в 414 году до нашей эры. Она является самой длинной комедией античного автора. Для постановки на сцене Пермского ТЮЗа Татьяна Безменова и Марк Либерзон создали адаптированную сценическую редакцию этой пьесы, за основу взят перевод Соломона Апта. Режиссер-постановщик и хореограф спектакля — Татьяна Безменова, художник и автор костюмов — Каринэ Булгач.
«Птицы» — совершенно уникальное сценическое действо, не похожее ни на один из спектаклей текущего репертуара Пермского ТЮЗа. Зритель действительно попадает в иное измерение, в некий портал между мирами, находящийся где-то посреди облаков. Здесь обитают прекрасные свободные Птицы, а выше них — всемогущие Боги. Внизу, как и положено, находится мир земных Людей со всеми вытекающими «прелестями» в виде всевозможных человеческих слабостей и пороков.
Персонажи-птицы, созданные режиссером и хореографом Татьяной Безменовой и художником Каринэ Булгач, это нечто особенное. На сцене — безумство творческой фантазии в самом лучшем смысле этого слова. Актеры-птицы передвигаются по сцене совершенно непостижимым образом, они щебечут, они легкие, они с крыльями, они летают! Точнее, они создают полную иллюзию своей воздушности и полета, так как на сцене не используются никакие механические приспособления. «Летать» актерам помогает весьма изощренная пластика и невероятно живописные костюмы из легких, струящихся тканей.
Мир Птиц нужно воспринимать не сколько разумом, сколько всеми чувствами, включая шестое. Он прекрасен, он гармоничен, он почти идеален. По сути, он оказывается утраченным людьми Раем, где мирно и счастливо живут непорочные ангелы-птицы.
И вот в этот совершенно неземной по красоте внешней и внутренней мир Птиц попадают два обычных Человека, афиняне Писфетер (актер Яков Рудаков) и Эвельпид (актер Дмитрий Гордеев). Им надоело жить в мире алчных и корыстных Людей, вечно занятых интригами, судами и тяжбами, и они ищут себе тихое, спокойное пристанище. Обрести его неунывающие приятели надеются при помощи Удода — царя Птиц (актер Александр Шаров). Удод когда-то сам был Человеком, и уж он-то сможет понять страдания простых афинян.
Пообщавшись с Удодом и другими Птицами, Писфетер и Эвельпид соблазняют несколько наивное в своей непорочности пернатое сообщество на создание среди облаков идеального города под названием Тучекукуевск. Заодно и всемогущим Богам насолить можно. Плату с них брать за то, чтобы дым жертвенных костров беспрепятственно доходил до их заоблачных жилищ. А иначе — оставим Богов без дыма!
И вот уже всемогущие Боги (актеры Ирина Шишенина, Павел Ознобишин и Александр Красиков), подозрительно похожие на современных олигархов, пришли к афинянам обсудить сделку. Правда, над Богами тоже есть власть — некий варвар Трибалл (актер Дмитрий Юрков). Но и с ним можно как-нибудь договориться! А потом — взять в жены одну из Птиц: самую прекрасную, самую белую, самую легкую…
В самом начале спектакля «Птицы» есть сцена, которая несколько сконфузила отдельных зрителей: Писфетер и Эвельпид спешат в угол и справляют там малую нужду. «Зачем это показывать!» — возмутился кто-то в зале. Не думаю, что столь маститые театральные постановщики включили столь неоднозначный эпизод только ради смеха. Это — предельно яркая демонстрация внутренней сути Людей, которым ничего не стоит в буквальном смысле слова изгадить все вокруг себя.
На полном контрасте с этим выступает полный изящества танец романтичной пары Белых птиц (актеры Никита Пепеляев и Дарья Яловега). Возможен ли плодотворный союз этих двух диаметрально противоположных по духу миров? Ответ очевиден.
Сколько бы ни старались Люди изобразить из себя Птиц, сколько бы ни приделывали себе за спину смешные крылья — они никогда не смогут стать настоящими Птицами. Как тут не вспомнить другого, более современного классика: «Рожденный ползать — летать не может!» Смекалистым героям комедии Аристофана Писфетеру и Эвельпиду тоже придется познать эту печальную истину.
«Птицы» — это серьезный, философский спектакль, его кажущаяся внешняя легкость весьма обманчива. Он рассчитан на взрослого зрителя с определенным культурным багажом, способного мыслить и анализировать.
Почему люди всегда стремятся вверх, в недоступное и непостижимое для людей пространство? И почему, несмотря на весь технический прогресс, написанная тысячелетия назад античная комедия Аристофана сегодня актуальна, как никогда?..