Если заснуть и проснуться через сто лет — что будет в России? Правильно — пьют и воруют. Эта фраза, приписываемая Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину, давно уже стала мемом. А что будет, если заснуть и проснуться в прошлом — лет эдак 50 назад, в эпоху развитого социализма, когда счастью советских людей, по уверению тогдашних газет, радио и телевидения, завидовал весь мир? Как жили в 70-х простые советские люди? Ну, может быть, не самые простые, а те, кто добились относительного успеха — квартира, машина «Волга», японский кассетный магнитофон, фирменные шмотки для жены и дорогой коньяк для себя любимого.  

Обстоятельный и развернутый ответ на этот вопрос можно получить, посмотрев атмосферную советскую комедию «Энергичные люди» по пьесе Василия Шукшина в театре «У Моста». Режиссер спектакля Сергей Федотов предлагает зрителям отправиться на два часа в прошлое, прямиком в квартиру к успешным советским гражданам, у которых, казалось бы, есть все, что нужно для счастья. 

Атрибутика советской эпохи представлена на сцене с доскональной скрупулезностью. Стенка, ковры, хрусталь, фарфоровые статуэтки, телевизор. Зная склонность режиссера максимально точно реставрировать на сцене изображаемую эпоху, можно с уверенностью констатировать, что все эти вещи самые настоящие, пропитанные живой энергетикой обычной советской квартиры, где жили реальные люди. Фоном периодически звучит радио, передающее то сигналы точного московского времени, то производственную гимнастику, то жизнеутверждающие новости о трудовых достижениях советского народа, то страшилки из кошмарных будней загнивающего империалистического запада.  

С первой же минуты спектакля зрители попадают прямиком на настоящий праздник жизни: на сцене щедрое застолье, коньячок льется рекой, языки у гостей уже заметно заплетаются. Это очередная пирушка в квартире Аристарха Петровича, заведующего магазином или чем-то вроде того. Все его гости тоже работают в сфере торговли, что в советское время весьма почиталось — такие люди могли доставать заветный дефицит! Аристарх Петрович и его сотоварищи в деле добывания и перепродажи всевозможного дефицита весьма преуспели, о чем наглядно свидетельствует богатая квартира хозяина и нескончаемая вереница бутылок дорогого коньяка на столе и под ним. Что и говорить — энергичные люди!

Согласитесь — смотреть на пьяных и слушать их философские разглагольствования о смысле жизни всегда достаточно весело. В этом смысле зрители получат массу удовольствия, тем более что главных героев комедии исполняют ведущие актеры театра «У Моста»: Аристарха Петровича играет Илья Бабошин, его собутыльников — Василий Скиданов, Владимир Ильин, Андрей Козлов и Александр Шаманов. Компанию им составил молодой актер Алексей Улановский, и он весьма удачно вписался в команду опытных «старичков».   

Однако праздничное настроение, царящее в квартире Аристарха Петровича, разделают не все: его жена Вера Сергеевна (актриса Регина Шнигирь) сидит одна в соседней комнате весьма недовольная и к бурному застолью супруга и его гостей не присоединяется. А что случилось? Оказывается, накануне дамочка обнаружила в кармане мужа любовную записку! Вере Сергеевне теперь не до веселья. Она вынашивает планы мести загулявшему во всех смыслах супругу, и уже на утро после попойки хладнокровно наносит страдающему от похмелья мужу первый удар: она намерена рассказать о его темных делишках прокурору!

Удар попадает прямо в цель. Аристарх Петрович моментально трезвеет и, призвав на помощь своих подельников (вчерашних гостей), пытается вместе с ними стихийно выработать экстренный план спасения. Их неуклюжие попытки повлиять на разгневанную женщину не только знатно повеселят зрителей, но и представят каждого из героев во всей красе, со всеми его страхами, обидами и «скелетами в шкафу». Окажется, что сытая и веселая жизнь этих успешных и, как они сами себя называют, энергичных людей не так уж и прекрасна, ведь ее омрачает постоянный страх быть разоблаченными. Более того — за чрезмерным пристрастием каждого к коньячку скрываются и иные, более личные причины.  

Во втором действии на сцене неожиданно появляется совершенно новый персонаж — продавщица Сонька. Это яркая и бесшабашная красавица, которую великолепно сыграла актриса Милена Хмылова. Совсем еще юная, Сонька уже успела вкусить радости роскошной жизни и полюбить ее. Девушка четко знает, чего хочет, и готова платить за свои «хотелки» требуемую цену, да и торговаться она умеет. Показателен ее рассказ о сестре, получившей высшее образование и работающей теперь по специальности за сущие копейки — ну и кто из них двоих в итоге успешнее?! Сонька явно не из тех, кто склонен к рефлексии, и запивать моральные страдания коньяком ей явно не грозит — по крайней мере, в обозримом будущем, пока она молода и красива.   

Знаток русской жизни и мастер создания ярких народных характеров Василий Шукшин к персонажам своей пьесы «Энергичные люди» особой симпатии явно не испытывает, что вполне соответствует и логике того времени. Тем любопытнее оценивать поступки и мотивы его героев сейчас, полвека спустя, когда в современном обществе усилилась ностальгия по ушедшему советскому прошлому и наблюдается даже его идеализация.

Советская комедия Сергея Федотова «Энергичные люди» — очень смешной и в то же время немного грустный спектакль. Потому что Михаил Евграфович, к сожалению, оказался прав…