К 200-летию Александра Островского пермские театры один за другим радуют зрителей новыми постановками по пьесам великого русского драматурга. В театре «У Моста» не так давно уже состоялась премьера спектакля Сергея Федотова «Лес» по одноименной пьесе Александра Островского, а 1 и 2 апреля здесь же показали новую лирическую комедию «Таланты и поклонники».
Спектакль «Таланты и поклонники» на сцене пермского театра «У Моста» поставил московский режиссер Владимир Берзин. Художник — Владимир Ковальчук (Москва). С театром «У Моста» Владимир Берзин плодотворно сотрудничает уже много лет. Одна из последних работ московского режиссера на пермской сцене — спектакль «Сон в шалую ночь» по комедии Шекспира, поставленный в театре «У Моста» в конце 2019 года.
Постоянные зрители театра «У Моста» знают режиссерское кредо Сергея Федотова — никогда не осовременивать классику и в точности воспроизводить на сцене в деталях именно ту эпоху, которая описана у автора. Режиссер Владимир Берзин следует своим собственным художественным принципам, и это становится очевидно при первом же взгляде на сцену.
Декорации спектакля «Таланты и поклонники» достаточно символически обозначают время действия пьесы, допуская явные несостыковки эпох. Платья главных героинь, пожалуй, слишком смелы для позапрошлого века — такие начали носить гораздо позже, уже в ХХ столетии. Музыка тоже определенно заблудилась: после классических мелодий вдруг звучит саксофон. Ну, а постоянное динамичное присутствие на сцене ярких картин в стилистике Энди Уорхола вызывает настойчивые ассоциации с легендарной Мэрилин Монро и ее трагической судьбой.
Впрочем, легкое и ненавязчивое смешение эпох и стилей выглядит на сцене весьма органичным и ничуть не искажает оригинальный замысел автора пьесы. Тем более, действие разыгрывается в театральной среде, а как мы помним, весь мир — театр, и люди в нем актеры. Зрители тоже постепенно становятся частью спектакля, и это происходит как-то само собой: например, богач Великатов, представляясь гостям, почтительно кивает каждому, а потом точно так же вежливо кланяется зрительному залу. Границ и рамок между вымыслом и реальностью, прошлым и настоящим становится все меньше!
«Таланты и поклонники» — это пронзительная история молодой талантливой актрисы Александры Негиной, вынужденной сделать сложный жизненный выбор: с одной стороны, скромная семейная жизнь с любимым человеком, с другой — театр, лучшие роли и обожание публики, роскошь и богатый покровитель. На одной чаше весов — так мало, а на другой — так много! Ситуация осложняется (а может, напротив, — упрощается?) тем, что поклонников ее таланта достаточно много, и среди них есть и вполне достойные люди.
Негину играет актриса Анастасия Леднева, и в этой роли она очень органична: красивая и нежная внешне, она оказывается весьма рассудительной девушкой с сильным характером. Такая не пойдет топиться после первой же неудачи, да и вскружить ей голову дорогим подарком тоже вряд ли удастся. Александре Негиной действительно важно быть актрисой, играть на сцене. Именно возможность связать свою судьбу с театром в конечном итоге и определяет ее выбор, а вовсе не жажда денег и славы.
Великолепный дуэт с Анастасией Ледневой составила Ирина Молянова, исполняющая роль Домны Пантелеевны, матери Александры. Домна Пантелеевна — самый живой человек в спектакле, она необычайно яркая и эмоциональная, и одно ее появление на сцене уже вызывает улыбку. Домна Пантелеевна давно лишена всяческих иллюзий, и хотя ее в первую очередь заботит счастье дочери, но что это будет за счастье, коли жить не на что? А как расцветает эта мудрая женщина, получив в подарок от поклонника дочери богатую шаль! На ее искреннюю радость можно смотреть бесконечно — и также искреннее радоваться вместе с ней!
Еще одна яркая женская роль — более опытная актриса Нина Смельская (ее играет Татьяна Голендухина), проблему нравственного выбора давно для себя решившая. Нина успешна во всем: шикарно одета, уверена в себе, популярна у публики и у богатых поклонников. Она являет наглядный пример того, как надо жить, и она готова помочь Александре стать такой же успешной. Только захочет ли Саша принять ее советы?
В ролях всевозможных поклонников перспективной молодой актрисы Негиной занято целое созвездие популярных актеров театра «У Моста», среди которых Владимир Ильин, Илья Бабошин, Вильдан Валиев и другие. Фееричен Василий Скиданов в роли спившегося трагика Ераста Громилова, фактически превратившегося в шута.
Отдельно хочется отметить работу Дениса Иванова, играющего роль помещика Великатова, тоже проявившего интерес к Негиной. По сюжету его герой скромен и даже странен в поведении, но очень богат, о чем всем известно. Денис Иванов рисует своего персонажа сдержанным, молчаливым, полным достоинства и уверенности в себе; в нем словно скрыта некая тайная сила, способная творить настоящие чудеса. По крайней мере, такой человек не опустится до низких интриг и не станет мстить простой актрисе, если она не примет его благосклонности. И это видимое благородство выгодно отличает Великатова среди прочих поклонников Негиной. И хотя его могущество объясняется банально просто — огромным состоянием — в нем словно бы остается еще много недосказанного, и это дает право на надежду.
Выбор своей дальнейшей судьбы дается Александре Негиной непросто, и сопереживать молодой актрисе будет весь зрительный зал. И когда этот выбор будет сделан окончательно, вряд ли кто-то из зрителей в душе посмеет упрекнуть девушку.
Увы — в исторической перспективе судьба таланта слишком часто оказывалась очень хрупкой и зависимой от чужой воли. Будем откровенны — сегодня времена не легче, и зыбкие исторические границы действия спектакля постоянно напоминают об этом. Режиссер не зря намекает на Мэрилин Монро, чья жизнь, полная мировой славы и обожания миллионов, в итоге закончилась трагедией. Путь на вершину славы тернист, и за каждый шаг в итоге приходится платить сполна.