В пермском театре «У Моста» прошла необычная премьера. 19 и 20 декабря на сцене театра показали сказку для взрослых «Храбрый Назар». Это сценическая версия популярной армянской народной сказки в постановке режиссера Сергея Федотова.

В театре «У Моста» уже несколько лет с огромным успехом идут зажигательные комедии «Ханума» и «Мачеха Саманишвили», которые вместе с лирическим спектаклем «Зурикела» составляют так называемую грузинскую трилогию театра. Действительно, во всех этих постановках на сцене мастерски воссоздан совершенно уникальный национальный колорит щедрой и жизнерадостной Грузии. И вот теперь Сергей Федотов предложил своим зрителям отправиться в атмосферное путешествие в другую страну — в сказочную древнюю Армению. Вполне возможно, что «Храбрый Назар» положит начало новой, теперь уже армянской трилогии.     

Армянский фольклорный сказочный сюжет о Храбром Назаре повествует о трусливом и глупом лентяе, который мечтает получать все блага жизни, не прилагая для этого ни малейших усилий, рассчитывая лишь на счастливое везение и удачу. Этакий армянский вариант русского Емели или Иванушки-дурачка. Правда, у Назара уже есть жена Устиан, которая так устала от своего непутевого и совершенно бесполезного в хозяйстве супруга, что однажды просто-напросто выгнала его из дома. Вот и отправился Назар в путешествие, ибо деваться ему больше некуда.

Согласно сказочной традиции, у Назара появляется своеобразный помощник, но не диковинная говорящая зверушка вроде Серого Волка или Конька-Горбунка, а поэт и сочинитель песен Ашук. Не распознав в хвалебных стихах Ашука в его честь иронии и сарказма, Назар и сам поверил в то, что он храбрец — убил тысячу мух одним ударом! Мух, конечно, было гораздо меньше, но Назар и считать-то как следует не умеет. Да и вообще, зачем упоминать о том, что это были мухи? Тысяча сраженных — один удар! Ай да Храбрый Назар!

Но если туповатый Назар вполне искренне уверовал в то, что он храбрец и непобедимый воин, то поверят ли в это незнакомые люди, встречающиеся на пути Храброго Назара? Как они отнесутся к «герою», страшащемуся собственной тени? Можно ли, глядя на черное, согласиться с тем, что это белое? Казалось бы, ответ очевиден, но… Не все так однозначно!

Главных героев в спектакле играют молодые, но, бесспорно, талантливые актеры Дмитрий Мурзаев (Храбрый Назар) и Артем Пицык (сочинитель Ашук), причем оба на сцене выглядят стопроцентными армянами. Вообще с национальным колоритом в спектакле все в полном порядке: будут и армянские песни, и танцы, да и актеры, играющие второстепенные роли, все как на подбор имеют армянскую внешность. Кстати, для постоянных зрителей театра «У Моста» это вообще отдельный аттракцион: угадывать, кто из популярных актеров театра скрывается под гримом того или иного чисто армянского персонажа. Мною были опознаны Илья Бабошин и Василий Скиданов, а еще, кажется, Александр Шаманов, хотя тут я не совсем уверена.  

Артем Пицык в спектакле играет на струнном музыкальном инструменте, похожем на домбру, и выглядит это так живое исполнение. Однако в какой-то момент актер, жестикулируя, широко взмахнул рукой, а его инструмент продолжал звучать как ни в чем ни бывало. Этот казус вызвал в зрительном зале волну искреннего смеха, а актер многозначительно и понимающе улыбнулся. Но я сильно подозреваю, что это была отнюдь не досадная ошибка актера, а тщательно продуманная режиссером сцена. В контексте центральной идеи спектакля о разрушительной силе обмана и самообмана этот крошечный эпизод оказался как нельзя к месту и словно бы наглядно продемонстрировал зрителям, что на самом деле их тоже очень легко обмануть.

Сюжет сказки «Храбрый Назар» родился очень-очень давно, но когда сегодня смотришь на похождения ее героев и слушаешь их «умные» изречения о том, как надобно жить, становится даже немного не по себе. Армянский народ уже много веков назад обладал, несомненно, какой-то высшей мудростью, ибо старинная история про Храброго Назара кажется буквально списанной с реалий сегодняшнего дня. И в этом нет никакой мистики: просто человечество, к сожалению, за долгое время своего существования так и не сумело извлечь уроки из собственного прошлого.

Оценивая новый спектакль Сергея Федотова «Храбрый Назар», я бы поставила ему твердую «четверку». Если сравнивать его с постановками грузинского цикла, то «Храбрый Назар» несколько проигрывает им в плане искрометности юмора, легкости и динамичности. Однако не стоит забывать, что спектакль подобен живому организму, и иногда ему тоже требуется определенное время, чтобы «дозреть». Лично я не раз была свидетелем того, как несколько сырая на премьере постановка через пару-тройку месяцев «обкатки» превращалась в превосходнейший спектакль, вызывающий восторженные овации зрителей.

На мой взгляд, у «Храброго Назара» есть абсолютно все шансы, чтобы стать новым популярным хитом театра «У Моста». И тогда можно смело ожидать продолжения армянской темы в виде еще одного яркого спектакля с национальным армянским колоритом.