Летом театральная жизнь в городе обычно затихает, вновь активизируясь лишь ближе к осени. Однако в этом году пермская публика уже смогла порадоваться: 17 июля открыл свой 7-й театральный сезон театр «Век жизни». В летнем репертуаре театра — самые любимые зрителями спектакли, среди которых отдельно хочется отметить новую комедию «Агафья Тихоновна».   

Спектакль «Агафья Тихоновна» поставлен режиссерами Ириной и Андреем Моляновыми по пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба». Первая версия этого спектакля была создана в 2017 году. Тогда театр «Век жизни» еще не имел собственного дома, поэтому премьера прошла на сцене пермского Дома актера. Затем спектакль на некоторое время исчезал из репертуара театра, а в прошлом сезоне вернулся в обновленном варианте.

Сюжет гоголевской комедии всем хорошо известен: это смешная и одновременно грустная история о попытке купеческой дочери Агафьи Тихоновны найти себе удачного жениха с помощью опытной свахи. И все бы получилось, не вмешайся в это щекотливое дело пройдоха Кочкарев, с особым рвением взявшийся немедленно устроить личную жизнь своего чересчур скромного и мнительного друга Подколесина.

Создатели спектакля «Агафья Тихоновна» сразу погружают зрителя в таинственный мир гоголевской мистики. В полумраке сцены мы видим светлый силуэт невесты в подвенечном платье, окруженный странными видениями. Что это — сладостные мечты, эротические фантазии или пугающие сны-кошмары? Впрочем, объяснить это не сможет, пожалуй, даже сама главная героиня, томимая противоречивыми желаниями и страхами. Как мы видим в следующей сцене, Агафья Тихоновна (актриса Ирина Молянова) склонна более доверять не собственным мыслям и чувствам, а советам предприимчивой свахи и предсказаниям гадальных карт.

Сваха Фекла Ивановна уже подготовила список потенциальных женихов, и их живописные смотрины становятся настоящим праздником для зрителей. Каждый из четырех претендентов на руку и сердце завидной невесты, появляясь на сцене, устраивает свой мини-спектакль, демонстрируя себя во всей красе, чем вызывает бурный восторг у публики. Те постоянные зрители, которые давно знакомы с творчеством театра «Век жизни», могут задаться вопросом — разве в маленьком авторском театре уже так много актеров, способных играть «взрослые» мужские роли? Да, и тут зрителей ждет немало сюрпризов! Не будем раскрывать всех секретов театра — приходите на спектакль «Агафья Тихоновна», и вы увидите все своими глазами.

На фоне великолепных актеров, играющих женихов, выделяется Андрей Молянов, за игрой которого на сцене хочется следить бесконечно. Его проныра Кочкарев чем-то напоминает неунывающего Остапа Бендера, способного красиво и с шиком провернуть любую, даже самую невероятную интригу, и при этом явно получающего удовольствие от осознания собственного гения. Однако, как мы помним, даже Остап оказался не всесилен…  

Ну и, конечно, нельзя не отметить шикарную Ирину Молянову в заглавной роли. Ее Агафья Тихоновна получилась невероятно естественной: милой, наивной, простоватой, забавной, искренне жаждущей своего будущего женского счастья и при этом трогательно страшащейся неизвестного. Вся эта противоречивая гамма распирающих невесту чувств, отраженная загадочными движущимися тенями на стенах, вызывает у зрителя улыбку, понимание, сочувствие, а в финале — глубокое сострадание.

Спектакль «Агафья Тихоновна» достаточно точно следует канонам оригинальной гоголевской «Женитьбы», однако финал, на мой взгляд, предполагает значительное многоточие. Обещание возвратить сбежавшего жениха в устах ТАКОГО Кочкарева звучит отнюдь не пустым звуком — а ведь возвратит, если захочет! Да и ТАКАЯ Агафья Тихоновна поверит любым россказням, объясняющим причину поспешного позорного бегства суженого.

Но все эти домыслы остаются лишь в воображении зрителя, уподобляясь тем причудливым призрачным теням, что жили своей странной пугающей жизнью на стенах декораций во время спектакля…