Особенности бизнеса по-советски
Первого
сентября Пермский театр «У Моста» открыл
33-й театральный сезон премьерой советской
комедии «Энергичные люди» по сатирической
повести для
театра Василия
Шушкина. Зал, как всегда, был полон.
Правда, половину зрительных мест занимали
картонные муляжи с фотографиями актеров
театра. Но это оригинальное решение
художественного руководителя театра
Сергея Федотова позволило не только
выполнить требования Роспотребнадзора,
но и подарило зрителям новую увлекательную
игру: найди своего любимого актера и
сфотографируйся вместе с ним!
Попадая в театр, с первой же минуты зрители начинали погружаться в атмосферу советской эпохи благодаря музыке тех времен, звучавшей в фойе. Декорации на стене мгновенно оживляли воспоминания детства или молодости: ковер на стене, темно-коричневая стенка с неизменным хрусталем, на столе — бутылки с раритетным алкоголем из далекого СССР. Несомненно, все настоящее. Сейчас такое увидишь только в старом кино или в музее. А еще — в Пермском театре «У Моста»!
Главные герои спектакля — вполне традиционные фигуры для советской действительности 70-х годов. Нет, это не идейные комсомольцы с горящими глазами, отправляющиеся в тайгу строить БАМ. Это энергичные деловые люди, которые хотят жить в отдельных квартирах, носить модные импортные вещи и слушать заграничную музыку на магнитофоне «SONY» (невиданная по тем временам роскошь!). Это бизнесмены по-советски, проще говоря — спекулянты. Благо должность главного героя Аристраха Петровича дает ему немало возможностей для такого рода бизнеса — он заведующий магазином. А его компаньоны тоже все полезные люди — кто на складе работает, кто грузчиком, кто продавщицей. Отличная команда!
Вот только был у энергичного и успешного Аристарха Петровича недостаток — он крепко пил, причем пил изобретательно, да еще и в компании своих дружков. Всю эту «изобретательность» зрители увидят на сцене во всех красках и вдоволь над нею посмеются. Не до смеху только жене Аристарха Петровича Вере Сергеевне, которая вдобавок еще и нашла в кармане у мужа любовную записку от некой Сони. На этом терпение Веры Сергеевны лопнуло, и она пригрозила сдать мужа со всеми его делишками прокурору.
Вот тут и начинается самое интересное. Протрезвев после вчерашней попойки и осознав всю серьезность нависшей над ним угрозы, Аристарх Петрович пытается урезонить супругу, призвав на помощь и свою энергичную команду. Каждый из его дружков пробует повлиять на Веру Сергеевну своим уникальным способом: будут и горькие исповеди о несчастной жизни, и намеки на статью с конфискацией имущества, и даже конкретное предложение наставить мужу рога, «ведь можно же так жизнь украсить!» Эти исповедальные речи «энергичных людей» обнажают всю глубину их нравственной несостоятельности, обнажая их «мертвые души». Кстати, аналогии с кладбищем, с памятниками мелькают в спектакле не единожды.
Но при всем при этом «энергичные» герои вызывают не отвращение, а, скорее, жалость: живи они в наше время, из них, возможно, получились бы прекрасные предприниматели, трейдеры, торговые представители. В советскую же эпоху их таланты нашли применение только в спекуляции, а главными целями стали заграничные шмотки и пьянка с дорогим коньяком на кухне с дружками. Ведь даже в теплые страны обычному человеку в СССР можно было слетать только так — размахивая руками и изображая из себя стаю журавлей.
Тема птиц напомнила о другой пьесе советского периода — «Утиной охоте» Александра Вампилова. Однако если Зилов, главный герой «Утиной охоты», осознает несостоятельность и бессмысленность своего образа жизни и по-своему страдает от невозможности что-либо изменить, то «энергичным» людям Шукшина инвалидность собственной души жить не мешает — они чувствуют себя на своих местах вполне комфортно. Единственное, что омрачает их безбедную жизнь — это постоянный страх быть разоблаченными. Поэтому и подскакивают они от каждого звонка в дверь, боясь визита милиции.
Во втором действии на сцену выходит еще один персонаж — яркая и молодая Соня, продавщица, с которой и намечался роман у Аристарха Петровича. Перед нами явно человек новой эпохи — красивая, дерзкая, энергичная, причем ее энергия совсем иного рода. Соня хочет получать от жизни все удовольствия, и пьянки на кухне — точно не предел ее мечтаний. Однако, как мы догадываемся, ступенями ее карьерной лестницы служат не дипломы с отличием, и одной из таких «ступеней», судя про всему, должен был стать Аристарх Иванович. Но раз все пошло не так, Соня готова и с Верой Сергеевной подружиться, поскольку за помощь в улаживании проблемы ей обещан книжный шкаф «Россарио»…
Финал комедии будет неожиданным, хотя, если следовать логике жизни «энергичных» людей, вполне предсказуемым. И, как всегда бывает после спектаклей театра «У Моста», зритель, уходя, невольно задумается: об идеалах советской эпохи, о временах нынешних, о том, что ушло навсегда, и о том, что действительно ценно.