Международный театральный фестиваль «Пермская Фантасмагория», прошедший в Перми с 1 по 7 октября, познакомил пермского зрителя с титулованным театром из Беларуси. Это Белорусский государственный молодежный спектакль (г. Минск), чей спектакль «Козий остров» по пьесе Уго Бетти был показан во второй день фестиваля на сцене Пермского театра кукол.
Белорусский государственный молодежный театр существует уже более тридцати лет. Он является дипломантом и лауреатом различных международных фестивалей, имеет звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь». В репертуаре театра — десятки постановок различных жанров: от классических комедий положений до спектаклей, интерпретирующих шедевры мировой драматургии в традициях постмодернистского театра, танцевальных перфомансов. Главное творческое кредо театра — удивлять своего зрителя и надолго оставлять его в раздумьях после спектаклей.
На фестиваль в Пермь театр из Минска привез постановку по пьесе «итальянского Кафки» Уго Бетти — крупнейшего драматурга XX века, пьесы которого практически неизвестны в России. Спектакль «Козий остров» поставил режиссёр Искандер Сакаев, он также является автором пластической партитуры спектакля. Главные роли исполнили Евгений Ивкович, Наталья Онищенко, Елизавета Ильевская и Татьяна Новик.
Сюжет прост: на заброшенном, почти мистическом острове живут и ведут хозяйство три женщины. Еще на острове бродят многочисленные козы, которые и дают пропитание этой семье. И вот однажды здесь появляется странный мужчина по имени Анджело. Кто он — друг умершего мужа хозяйки? Низвергнутый с небес ангел-искуситель? Или… жертвенный агнец?
Минский театр превратил сцену театра кукол в некое магическое, лишенное времени пространство, где бушует самая настоящая фантасмагория. Три женщины постепенно оказываются целиком во власти своих животных инстинктов. Человеческий разум уподобляется сложным компьютерным программам, установленным на базовую материнскую плату: достаточно попасть одному хитрому вирусу, и все полетит к чертям. Так и появление на острове мужчины напрочь сносит все нравственные установки героинь, превращая их в алчных, соперничающих между собой самок, каждая из которых жаждет заполучить самца себе.
По моему личному ощущению, этот спектакль предназначен в первую очередь для женщин. Он погружает в самые глубины сакральных, архетипичных женских инстинктов, которые мужчина прочувствовать не способен по той простой причине, что он — не женщина. Смотреть этот спектакль, сидя рядом с мужчиной, это примерно как рассказывать психологу о своих самых сокровенных страхах и пережитом в юности травматичном для психики опыте в присутствии постороннего человека. Впрочем, не исключаю, что мужчины могут испытывать на просмотре этого спектакля нечто подобное.
Страсти на сцене вокруг единственного мужчины на троих действительно закипели нешуточные. Причем, повторюсь, все это показано на уровне женских инстинктов, будоражащих, неподвластных разуму, а порой и вовсе сметающих все и всех на своем пути. Женщины в этом смысле сами уподобились своим козам, движимым только базовыми животными потребностями. Впрочем, лукавлю — разница, конечно, есть… Иначе ставить этот спектакль не было бы смысла!
Козы — животные стадные, им самой природой положено следовать за вожаком стада или за пастухом. Кем же оказался в итоге Анджело? Стал ли он достойным пастухом своему обретенному стаду? Или оказался обычным, простите, козлом, не способным даже на роль вожака? Эх, мужчины! Ваши базовые настройки, судя по всему, тоже весьма далеки от совершенства. И нам, женщинам, этого тоже не дано понять, ибо мы — не вы. Зритель же становится свидетелем жестокой, страшной борьбы животных инстинктов с человеческим самосознанием.
Кто окажется в итоге
повелителем на этом странном, затерявшимся
где-то во времени и пространстве Козьем
острове? Финал пробирает до мурашек,
как, впрочем, и весь спектакль в целом.
Получился совершенно потрясающий
спектакль-притча, действительно
надолго оставляющий
зрителя в смятении и в глубоких раздумьях.
Совершенно
очевидно, что без фестивальной награды
спектакль Белорусского государственного молодежного театра не остался. Профессиональное жюри
Международного
театрального фестиваля «Пермская
Фантасмагория» присудило
Приз за лучший
актёрский ансамбль спектаклю
«Козий остров» режиссера Искандера
Сакаева.