«Калека с острова Инишман»

Русский драматический театр Удмуртии (Ижевск)
Режиссер — Дмитрий Удовиченко
Художники-постановщики — Мария Лукка, Александр Мохов
Художник по свету — Стас Свистунович  

В этот раз на IV фестиваль МакДонаха данный спектакль привезли несколько театров, но мне хотелось бы особое внимание уделить спектаклю, который поставил Государственный русский драматический театр Удмуртии (г. Ижевск). Ещё до начала спектакля удивляют две вещи: первая — это то, что не только сцена создает атмосферу, но и первые ряды были превращены в каменистый берег и холодное море, на фоне слышен плеск волн, и уже сейчас мы видим калеку Билли, хромающего по камням, ближе к берегу, и смотрящего куда-то вдаль. Второе — перед началом Бартли в шуточной форме просит всех не просто «выключить» телефоны, а «выкинуть их в море, все равно на Инишмане сеть не ловит», такие моменты погружения очень приятны, и дают возможность заранее настроиться на будущую игру актеров.

Актеры, на мой взгляд, качественно и разностороннее раскрывали своих персонажей. Впервые спектакль по «Калеке с Инишмана» МакДонаха я смотрела в исполнении актеров театра «У Моста», а затем прочитала саму пьесу. И каждый раз мне встречались такие знакомые, но такие разные герои! Билли — на первый взгляд, это слабый человек с нелегкой судьбой, который решил сам взять судьбу в свои руки и податься на кастинг для американского фильма. Казалось бы, все идет, как и должно, но вот мы видим сцену, где актер читает письмо, которое пишет своей покойной матери. Мы слышим боль и отчаяние в сильном голосе, одиночество и горечь, человека, который уже и так видел много плохого, но при этом «крылья» его не почернели и до сих пор расправлены. Мы видим силу и дух в слабом теле калеки — и эта игра просто неподражаема. Так же меня впечатлила игра актрисы, исполняющей роль Хелен. Весь спектакль она отыгрывала озорную девчонку, которая не боится выражаться или показаться грубой, которая плевала на всех и вся. Но при этом же мы видим эту не до конца оформленную женственность, стеснение и влюбленность к тому, от кого отвернулись собственные родители, и эти нежные чувства заполняют героиню медленно, но неотвратимо, не давая возможности поступать иначе.

 

Обеспокоенные тетушки Кейт и Эйлин, «важная птица» Джонни Патинмайк, немного глупый Бартли и отстраненный от всех Малыш Бобби, и, конечно, Доктор с его нравоучениями, и ироничная Мамаша — все актеры прекрасно сыграли своих героев.

Ижевский театр привез к нам в Пермь свою историю, да, отыгранную по известной пьесе, но все-таки сделанную под себя. Они показали нам что-то новое, открыли и осветили всех героев с новой для нас, зрителей, стороны, и это само по себе уже прекрасно. Я надеюсь, что в будущем Государственный русский драматический театр Удмуртии еще не раз приедет на фестиваль в Пермь с новыми спектаклями по пьесам Мартина МакДонаха.  

«Красавица из Линэна»

Ирбитский драмтеатр им. А. Н. Островского
Режиссер — Сергей Федотов
Художник — Виктор Моор

 Этот пьеса сама по себе мало кого может оставить равнодушным, но то, какие эмоции и какую историю показали на сцене актеры Ирбитского драматического театра им. А. Н. Островского (г. Ирбит) — заставляет зрителя в полной мере прочувствовать каждого героя. Несмотря на то, что пьесу написал ирландский драматург Мартин МакДонах, она оказалась очень близка российскому зрителю. Потерянные прекрасные годы бывшей «Королевы красоты», одинокая мать, которая не нужна своим детям и которая пакостит единственной оставшейся с ней дочери и делает все возможное, чтобы не отпускать ее от себя. Давно повзрослевший Пато Дули, который ждёт до последнего ответа любимой, и его младший брат Рэй, не понимающий всей сути происходящего и желающий, чтоб от него наконец-то отстали. Все они живут в маленьком городке Линэне, который находится в Ирландии, и в котором уже давно ничего не происходит. Приезд Пато становится ярким событием в жизни Морин, которая постепенно, сама того не замечая, сходит с ума от жизни со своей матерью. Дина Эйрих прекрасно смогла передать отчаяние, безумство, боль и сломленость главной героини. Яркие перепады настроения, неумелый флирт со старшим из братьев Дули, озлобленность в сторону матери и боязнь… Боязнь, а потом и принятие того, что никому она по факту в свои сорок с хвостиком не нужна, и что она просто повторит судьбу своей матери. К слову о Мэг — в исполнении Оксаны Ивановой — эта вредность, надоедливость, беспринципность и полная уверенность в том, что она права, прекрасно отображена в игре актрисы. Она как будто не просто играла, а проживала эту жизнь на сцене.  

 Отдельно хотелось бы отметить и игру актера, исполняющего роль Пато Дули: добродушный и немного наивный в свои года, живущий долгое время в Англии, он выбивается своей особой манерой, но, в то же время, прекрасно вписывается в атмосферу самого Линэна. А его письмо, с обращением к Морин — столько нежности, невысказанных чувств и надежды в нем, что зритель невольно проникается и тянется к этим эмоциям, ведь они такие светлые и чуждые для этого мрачного городка.

Это была прекрасная жизнь на сцене, как будто мы зашли не просто в театр, а заглянули тайком в чужую историю, которая просто протекала сама собой, через большие и маленькие камни, то сужаясь до маленького ручейка, то расширяясь до небольшой речушки. И, конечно, зрители в момент «затемнения» между актами не могли не поддержать актеров своими аплодисментами, а позднее — и овациями по завершению спектакля.