В начале сентября пермский театр «Век жизни» открыл юбилейный пятый театральный сезон премьерой — комедией «Оркестр» по одноименной пьесе французского драматурга Жана Ануя. Режиссер спектакля — Ирина Молянова. 

Требования Роспотребнадзора обязывают обеспечивать необходимую дистанцию между зрителями, и художественные руководители разных театров используют это новое правило как некий посыл к творческому решению поставленной задачи. Театр «Век жизни» предложил свой оригинальный вариант — вместо привычных рядов с креслами в зрительном зале на нужном расстоянии друг от друга стояли изящные столики со стульями. На столиках расставлено угощение — вазочка с конфетами, безалкогольные напитки в индивидуальных упаковках. Добро пожаловать в кафе!  

Так зрители оказываются сидящими в кафе курортного городка послевоенной Франции. На эстраде выступает женский оркестр. Не совсем женский — среди пафосно одетых дам затесался и один мужчина средних лет, пианист. Он в меру интеллигентен, скромен, явно не мачо. Вот уж кому повезло — оказаться единственным представителем сильного пола в окружении стольких красоток! А может, и не так уж повезло. Или совсем не повезло?..

Между тех дамочки в перерывах между музыкальными номерами ведут свою повседневную жизнь — кто-то вяжет, кто-то обменивается рецентами, кто-то грызет яблоко. И все это сопровождается колоритными диалогами и едкими репликами, в результате которых мы начинаем все лучше и лучше понимать характер и образ жизни каждой музыкантши.

Оказывается, в этом маленьком женском коллективе кипят нешуточные страсти! И главное яблоко раздора, конечно же, наш несчастный пианист месье Леон. На его сердце и тело претендуют виолончель Сюзанна и контрабас мадам Ортанс. Последняя — еще и директор оркестра, начальница! Типичный любовный треугольник, не правда ли? Но нет, скоро выясняется, что геометрическая фигура будет посложнее — месье Леон, вдобавок, еще и женат.

Другие музыкантши тоже постепенно раскрываются перед собравшимися в кафе зрителями. Эксцентричная и эмоциональная Эрмелина постоянно рассказывает своей соседке Леоне об эпизодах своих взаимоотношений с неким Эдмоном. На первый взгляд, ее личная жизнь похожа на мексиканскую мыльную оперу, но только на первый. Чем дальше слушаешь откровения Эрмелины, тем больше понимаешь, что для Эдмона она практически пустое место, и все их напыщенные страсти — плод ее буйной фантазии.

Еще одна парочка — скрипки Патриция и Памела. Они то препираются, то пускаются в почти интимные откровения. Выясняется, что личная жизнь обеих тоже далека от идеала в виде счастливого семейного очага. Впрочем, они не унывают! Одна маскирует свое одиночество необходимостью ухаживать за престарелой матерью и даже гордится этой своей ролью. Вторая сокрушается о невозможности лично заботиться о маленькой дочери, но не стремится что-либо изменить, ведь иначе она не сможет жить со своим нынешним мужчиной, которому явно не нравятся чужие дети.

Что наши служительницы искусства могут менять часто и с удовольствием — так это наряды! То одна, то другая отлучается со сцены буквально на несколько секунд и тут же появляется вновь — уже в ином платье. Блеск, изящные силуэты, яркие аксессуары, высокие шпильки, сексуальные чулки… Тут есть, на что полюбоваться! «Публика смотрит на нас, даже когда мы не играем!»

Перед нами — не просто выступление женского оркестра, это целая энциклопедия жизненных ситуаций и отношений. Саркастичные шуточки, ссоры, истерики, признания, пронзительные до глубины души монологи — все выплеснется наружу за тот час, что длится концерт. И порой не знаешь, смеяться над звучащими со сцены репликами или плакать. Но когда со всех сторон раздаются громовые аплодисменты (ах да, мы же на курорте, тут полно отдыхающих!), музыканты на сцене моментально бросают свои «разборки» и начинаются улыбаться и раскланиваться, а зрители, невольно включаясь в предложенную режиссером игру, аплодировать.

Наверное, жизнь — это тоже игра, где каждый волен сам выбирать, какой жанр ему исполнять — трагедию или комедию. Комедия, пожалуй, все-таки предпочтительнее. И даже если доведенная до истерики нервная музыкантша пригрозит покончить с собой и убежит со сцены, а через минуту действительно раздастся что-то, похожее на выстрел, стоит ли так уж сильно тревожиться? Улыбаемся! Оркестр продолжает играть!