В театре «У Моста» состоялась очередная премьера — провинциальная комедия «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова в постановке Сергея Федотова. Сюжет пьесы достаточно известен — в первую очередь, благодаря одноименному советскому фильму 1975 года, где блистали Евгений Леонов и Николай Караченцов. Пермские театралы также имели возможность сравнить новый спектакль с постановкой «Предместье», которая несколько лет с большим успехом шла на сцене Пермского ТЮЗа.
Спектакль Сергея Федотова «Старший сын» переносит зрителя в небольшой провинциальный советский городок 60-х годов, в ту эпоху, где, казалось бы, еще совсем недавно жили, учились, влюблялись и стремились к счастью всего мирового пролетариата наши родители, бабушки и дедушки. Мы знакомимся с главными героями: это двое молодых парней, студент Володя Бусыгин и его приятель Семен по прозвищу Сильва. Молодые люди так увлеклись ухаживанием за двумя малознакомыми девушками, что уехали провожать их на электричке в предместье. Однако здесь они остались у запертой двери ни с чем, да еще и опоздали на последний рейс обратно в город.
Теперь незадачливые ухажеры сидят на скамейке и мерзнут от холода, потому что идти им в незнакомом городе, на ночь глядя, совершенно некуда: вокруг только запертые двери. На сцене практически полное отсутствие декораций, где-то раздается недружелюбный лай собак, надвигается темнота, вот-вот может пойти дождь. Атмосфера пустоты, тотального одиночества и полнейшего отсутствия тепла, в том числе душевного. Мы узнаем, что приятели вообще едва знакомы между собой.
Случайно услыхав имя одного из жильцов ближайшего дома, молодые люди отправляются по этому адресу, чтобы хотя бы ненадолго согреться. Пытаясь как-то объяснить свой внезапный визит молодому парню, открывшему дверь, Сильве приходит в голову совершенно безумная идея — выдать Володю за внебрачного старшего сына хозяина дома. Вот радость-то: пропадал — и нашелся! Ошалевший подросток, Вася Сарафанов, впускает «старшего брата» и его друга в квартиру и даже накрывает на стол. Мечта сбылась — приятели наконец-то то получили тепло, да еще и выпивку с закуской.
Далее действие переносится в жилище Сарафановых. Атмосфера происходящего значительно меняется. На сцене — самая обычная квартира тех времен, здесь живут самые обыкновенные люди, и у них тепло и уютно. Режиссер Сергей Федотов, как всегда, очень бережно воссоздает на сцене мельчайшие детали жизненного уклада своих героев, их одежду, атрибуты советского быта. Каждая обыденная мелочь, будь то ковер на стене, старый черно-белый телевизор или возникающая на столе бутылка водки, вдруг оказывается невероятно интересной и значимой. Так и хочется рассмотреть все поближе, потрогать, понюхать… Не знаю, действительно ли тут присутствует некая мистика, которой, по слухам, в мастерстве владеет Сергей Федотов, но элемент внезапного узнавания чего-то близкого и родного, проживания того, что уже когда-то было, ощущается на спектакле достаточно сильно.
Примерно те же чувства постепенно начинают вызывать и персонажи пьесы, и прежде всего, члены семьи Сарафановых. Это типичные «маленькие люди» советского времени, жители маленького городка, со своими скромными достоинствами и весьма заметными недостатками. Отец семейства Андрей Григорьевич — немного смешной и неказистый музыкальный работник, классический неудачник, от которого жена давно ушла к более перспективному инженеру. Вместе с отцом живут и его дети: взрослая 19-летняя дочь Нина и переживающий подростковый кризис сын-старшеклассник Васенька. Благоразумная Нина планирует скоро выйти замуж за приличного человека и уехать подальше из этой провинциальной глуши, невольно собираясь повторить судьбу матери. А вот Васенька умудрился влюбиться в соседскую девушку Наташу, которая старше его аж на 10 лет, чем создал кучу проблем и ей, и себе, и всем своим родным — ну весь в отца! Семья Сарафановых тихо и скромно живет своей обыденной жизнью, где совсем нет места подвигу и великим свершениям, зато очень даже есть место одиночеству, тоске и — как это по-русски! — пристрастию к спасительной водочке.
Но после того, как в дом на ночь глядя постучатся двое незнакомых молодых людей, жизнь Сарафановых уже не будет прежней. Мнимый внебрачный старший сын — взрослый, обаятельный, умный, студент и спортсмен — оказался для отца-Сарафанова внезапно свершившейся мечтой, чудом наяву. Примечательно, что Андрей Григорьевич сразу вспомнил и имя матери «сына», и какой у него сейчас должен быть возраст. Судя во всему, в жизни скромного Сарафанова-старшего любовное приключение и было-то одним-единственным…
Невероятно, но в историю о старшем сыне быстро поверили все Сарафановы. Более того, Володю стразу признали родным. Его полюбили! Но еще более невероятно то, что и Володя, кажется, уже тоже любит своих новообретенных родных. Он сам вырос без отца, и только здесь наконец ощутил то, чего до сих пор был лишен.
Комедия положений, однако, постепенно превращается в трагедию отношений, где комизм ситуации нередко идет бок о бок с настоящей личной трагедией. Будет то смешно до боли, то больно до слез. Каждому персонажу предстоит испытать на прочность свои жизненные принципы и идеалы. В первую очередь, конечно же, выбор предстоит сделать Володе: можно ли продолжать обманывать поверивших ему людей? Не лучше ли поскорее сбежать? А как же тогда Нина, Васенька, отец?.. Ведь теперь он, как старший сын, несет за всех за них ответственность!
В итоге все главные участники спектакля, включая и зрителей, придут к простому и очевидному выводу: нет для человека большего счастья, чем родная и любящая семья. А любовь — это не то, что в паспорте, а то, что в сердце.
Спектакль оставляет после себя необычайно светлое и радостное впечатление — хочется поскорее пойти и обнять своих родных и близких. Ностальгическое погружение в советскую эпоху оказывается еще и своеобразным символическим мостиком для духовного сближения с теми, кто жил в эте времена. Наши отцы и матери, бабушки и дедушки, вся наша еще более старшая родня — кто-то до сих пор рядом с нами, а кого-то мы знаем только по выцветшим снимкам в старом семейном фотоальбоме. И пусть эти люди не стали космонавтами, героями социалистического труда или знаменитыми спортсменами, мы все равно всех их любим и помним.
Финальным аккордом для зрителей, уже поднимающихся со своих мест после окончания спектакля и долгих аплодисментов актерам, стала зазвучавшая песня «Как молоды мы были» в исполнении Александра Градского — как неожиданно открывшийся мощный портал для путешествия в свое собственное прошлое, к своим самым заветным и светлым воспоминаниям…