В театре Дома актера создано уже немало спектаклей по произведениям русской классики. Среди них постановки для детей и взрослых по Пушкину, Гоголю, Достоевскому, Льву Толстому. В прошлом году, в честь 200-летия Александра Николаевича Островского, в репертуаре театра Дома актера появился спектакль «Свои люди — сочтемся», поставленный по комедии этого замечательного русского драматурга.
Премьера спектакля «Свои люди — сочтемся» состоялась в марте 2023 года. Режиссер — Андрей Дюженков. В постановке заняты актеры Сергей Семериков, Алина Ледовская, Вера Салеева, Татьяна Синева, Дмитрий Васев, Максим Гореславец и Максим Ханевский.
«Свои люди — сочтемся!» — это первая пьеса Островского, и первоначально она называлась «Банкрот». В ней драматург впервые показал публике самобытный мир купеческого Замоскворечья середины ХIХ века и выставил напоказ сомнительные нравственные принципы его типичных обитателей, чем немало возмутил патриархальную общественность и даже самого государя Николая I.
Но меняются времена — меняются и нравы. Если светскую театральную публику ХIХ века было легко шокировать и обидеть гнусными персонажами комедии Островского, то в наши дни идея ведения бизнеса через обман и всевозможные махинации и аферы вряд ли кого-либо сильно удивит. Подобные криминальные истории всплывают сплошь и рядом, причем на самом высоком уровне. Многие вообще искренне пожмут плечами: помилуйте, без этого в мире современного бизнеса просто не выжить!
Поэтому основные смысловые акценты пьесы Островского «Свои люди — сочтемся!» в спектакле Андрея Дюженкова немного смещены, современному режиссеру важнее другое: показать, до чего может в итоге довести человека игра не по правилам.
Главный герой спектакля — богатый и хитрый купец Самсон Силыч Большов, которого на сцене воплощает колоритный актер Сергей Семериков. Большов-Семериков не очень похож на жестокого самодура, перед которым ходит на цыпочках вся его семья и слуги. Скорее, это вполне довольный жизнью и достигнутыми успехами человек, окруженный любящей семьей и послушными работниками, возможно, слегка обленившийся и … потерявший бдительность! Ведь если ты всю жизнь обманывал других, чтобы добиться своего нынешнего положения в обществе, всегда будь готов к тому, что однажды кто-то попытается обмануть и тебя! Но, затевая очередную финансовую аферу вместе со своим приказчиком Подхалюзиным, Самсон Силыч об этом почему-то не подумал… Наверное, потому что искренне верил: «свои люди» — не обманут!
На мой взгляд, одна из самых больших актерских удач спектакля — это красавица Липочка, дочь купца Большова. Липочку играет молодая актриса Алина Ледовская. Ее героиня — стопроцентное детище уютного с виду замоскворецкого купеческого мирка, где милая скучающая барышня мещанских кровей может грезить лишь о женихе-военном, танцах и очередном наряде. Ее улыбка бесподобна, капризы очаровательны — но вот, пожалуй, и все ее достоинства. Однако Липочка отнюдь не так глупа и примитивна, как может показаться на первый взгляд. Придет время, и она себя еще покажет!
В спектакле есть еще два ярких женских персонажа — это Аграфена Кондратьевна, супруга купца Большова (актриса Вера Салеева), и сваха Устинья Наумовна (актриса Татьяна Синева). Невероятно харизматичные тетушки смакуют водочку, строят глазки зрителям и плетут свои интриги, чтобы удачно выдать замуж Липочку.
Весьма оригинален актер Дмитрий Васев в роли стряпчего Сысоя Псоича. Его несколько гротескный персонаж напоминает сатирических героев Гоголя. Кстати, существуют свидетельства современников, что на одном из первых чтений Островским пьесы «Банкрот» присутствовал и сам Николай Васильевич, весьма высоко оценивший творение молодого автора. Живописный Сысой Псоич своим причудливым именем и колоритным обликом словно еще раз напоминает о том, что Островский как драматург во многом стал продолжателем литературных традиций Гоголя.
Приказчика Лазаря Подхалюзина играет актер Максим Гореславец. Его персонаж поначалу не кажется каким-то особо значимым: обычный тихий и покладистый «маленький человек», которому положено до старости служить на вторых ролях в угоду большим и важным людям. Но когда Самсон Силыч поручает ему организовать очередную денежную аферу, Подхалюзин преображается: он видит в этом уникальный шанс для себя, которым просто грех не воспользоваться, тем более, его так долго учили этой науке — хитрить и обманывать.
Прекрасной ученицей своего отца оказалась и Липочка. Вдвоем с Лазарем они составили достойную пару, на глазах зрителей из недалеких с виду простачков мигом трансформировавшись в двух коварных матерых хищников, алчных до денег и плотских удовольствий. Особенно восхитительна в этом образе Алина Ледовская, из наивной симпатичной девчонки превратившаяся в роскошную сексуальную стерву, которая ради своей выгоды теперь явно не остановится ни перед чем.
Игра в «своих» и «чужих» дорого обошлась Самсону Силычу. Ученики превзошли своего учителя: для Липочки и Лазаря нет «своих людей». Отправить отца в долговую яму? Легко! Кто окажется следующим на пути Липочки к ее желаниям — Лазарь? Тогда берегись, муженек!
Показав нам пугающую динамику характеров этих двух персонажей, режиссер Андрей Дюженков пошел еще дальше и добавил в финал сцену, которой нет у Островского. Писателю ХIХ века такое развитие событий, наверное, не пришло бы в голову, но мы, жители ХХI века, воспринимаем это как само собой разумеющееся, и только после спектакля переспрашиваем друг у друга: «А разве так закончилось у Островского? Или я просто плохо помню эту пьесу…»
В спектакле присутствует совсем пустяковый персонаж Тишка (актер Максим Ханевский), который буквально пару раз мельком появляется на сцене. Однако самодовольное выражение его лица словно намекает на что-то большее. Наверное, это еще один достойный ученик и будущий продолжатель методов семьи купца Самсона Силыча Большова.
Логика событий неумолима: придет время, и Тишке тоже выпадет шанс. И тогда мало не покажется ни Лазарю, ни Липочке. Ничего личного — просто бизнес!