В репертуаре Пермского театра «У Моста» есть спектакли, которые идут на сцене уже более 10 лет, и при этом они продолжают собирать полные залы зрителей. Самым легендарным спектаклем-долгожителей стала, конечно, «Панночка», которую многие зрители посмотрели по несколько раз. Огромную популярность имеют и другие спектакли театра «У Моста», поставленные уже достаточно давно: «Мастер и Маргарита», «Юнона и Авось», «Дракула». 

 Согласитесь, если понравившуюся книгу перечитать снова спустя несколько лет, то впечатления от ее содержания могут быть совсем иными: читатель за годы приобрел новый жизненный опыт, его взгляд на некоторые ситуации мог вообще кардинально измениться. По сути, книга осталась прежней, но читатель-то уже совсем другой! То же самое относится и к спектаклям, только тут еще интереснее: с годами меняется не только зритель, но и сам спектакль волею режиссера может обрести новые черты! Даже замена одного-единственного актера способна серьезно преобразить постановку.

Но вернемся к театру «У Моста». Мистический триллер «Дракула» по Брэму Стокеру в постановке Сергея Федотова я впервые увидела памятной осенью 2008 года, в самый разгар мирового финансового кризиса. Мир постепенно рушился, знакомые один за другим теряли работу, крепкие семьи с многолетним стажем распадались на глазах. На таком мрачном фоне красочная театральная история про вампира казалась милой детской страшилкой. Скажу больше: спектакль мы смотрели в ДК Гагарина, сидели где-то чуть ли не на балконе, и происходящее на сцене воспринималось как нечто очень далекое и сказочное. Спектакль тогда понравился, но особых впечатлений после себя не оставил.  

 И вот нынешним сентябрем 2021 года нам предоставилась уникальная возможность посмотреть легендарный триллер «Дракула» снова, причем в этот раз на родной сцене театра «У Моста». Почему уникальная? Потому что взамен финансового кризиса в мире нынче гуляет другая напасть (ковид-19, если кто забыл), и из-за введенных повсеместно ограничений билеты в театр, где заполняемость залов на момент написания этого текста разрешена только на 50%, достать реально сложно. Тем более на такой популярный спектакль, как «Дракула». Впрочем, в театре «У Моста» спектакли шли с аншлагами и до пандемии.

История Графа Дракулы знакома, наверное, всем благодаря книге Брэма Стокера и многочисленным фильмам и сериалам по ее мотивам, часто весьма далеким от первоисточника. Сергей Федотов предлагает свою театральную версию, основанную на сюжете знаменитого готического романа. В спектакле не будет супергероев, профессионально занимающихся уничтожением вампиров. Профессор Ван Хельсинг предстает на сцене в образе не супермена, а эксцентричного ученого в стиле забавного гения Дока из фильма «Назад в будущее». Под стать ему и колоритные ухажеры красавицы Люси: наблюдать за их соперничеством за руку прекрасной дамы — одно удовольствие! Режиссер мастерски оживляет действие всевозможными подробностями и крошечными эпизодами, органично вписывающимися в общий сюжет, но вызывающими у зрителя улыбку — это может быть всего лишь едва заметный красноречивый жест, взгляд или внезапно изменившееся выражение лица актера.

Совсем в другом ключе выписан образ Графа Дракулы — это величественный аристократ, в глубине души страдающий от одиночества и жаждущий отыскать реинкарнацию своей давно умершей возлюбленной, чтобы воссоединиться с ней навсегда. Его огромная нечеловеческая сила и власть распространяются повсюду: Графу мгновенно повинуются страшные твари, подкрадывающиеся к гостю замка Джонатану Харкеру, сами собой открываются и закрываются двери, а в моменты танца Графа с прекрасной Миной в такт музыке раскачиваются и мигают огромные люстры. Но в силах ли всемогущий и бессмертный Граф Дракула вернуть свою утраченную любовь и обрести наконец вместе с ней долгожданное счастье?..  

 В спектакле «Дракула» появилась и, так сказать, свежая кровь — на сцене можно было увидеть сразу нескольких молодых актеров, которые ничуть не уступали своим более опытным коллегам в плане мастерства игры. Каждая роль, даже самая маленькая — это отдельный яркий персонаж со своим характером, за ним хочется продолжать наблюдать, даже когда он отступает на второй или на третий план.

Действительно ли на спектакле страшно? Еще как! Главное условие: смотреть «Дракулу» надо только в театре «У Моста». Никаких чужих огромных залов и уж тем более балконов! Только здесь, на родной камерной сцене, попадаешь в уникальную атмосферу зловещего саспенса, в которую режиссер погружает зрителей буквально с первых же секунд действия. О мировых кризисах и прочих бедах забывается мгновенно! Не буду раскрывать секреты режиссера, но ему отлично удается напугать зрителей, причем не только тех, кто сидит на самых первых рядах. Кто там говорит о непревзойденных чудесах виртуальной реальности? На спектакле «Дракула» в мистическом театре «У Моста» чудеса вполне реальные!

Спектакль Сергея Федотова «Дракула» — это прекрасный образец того, как можно мастерски соединить в одно единое целое популярный сюжет и глубокий философский смысл, талантливую режиссуру и великолепную игру молодых и опытных актеров, потрясающие спецэффекты и красивый, пронзительный финал.

Сравнивая свои свежие впечатления от «Дракулы» с опытом просмотра этого же спектакля тринадцатилетней давности, делаю однозначный вывод: подобно дорогому вину, хороший спектакль в руках опытного режиссера с годами становится только лучше. Как, впрочем, и театральный зритель!