Одним из самых ярких участников Международного театрального фестиваля «Пермская Фантасмагория» стал, без сомнения, Костанайский областной казахский театр драмы им. И. Омарова. В Пермь этот самобытный театр из Казахстана привез спектакль «Прегрешение Шолпан» по драме М. Жумабаева, режиссер — Баатырбек Шамбетов.  

Костанайский областной казахский театр драмы им. И. Омарова начал свою работу в 2000 году. В настоящий момент в репертуаре театра более 30 постановок отечественной и зарубежной классики, а также современной драматургии. Костанайский театр драмы — участник самых разнообразных фестивалей республиканского и международного уровня, артисты театра неоднократно становились дипломантами в номинациях «Лучший театральный коллектив», «Лучшая постановка», «Лучшая роль», «За актёрское мастерство» и других.

В Перми спектакль «Прегрешение Шолпан» был показан на третий день фестиваля «Пермская Фантасмагория», 3 октября, на сцене Пермского театра кукол. Артисты играли на казахском языке, показ сопровождался русскими субтитрами.

На сцене — национальный казахский колорит: юрта, молодая пара Шолпан и Сарсенбай, их нехитрый семейный быт. Они недавно поженились, и их жизнь наполнена любовью и счастьем. Они живут по законам шариата, в полной гармонии друг с другом и с окружающим их миром.

Гармония, как мне кажется, одно из ключевых понятий этой постановки. Это задуманное Всевышним состояние всего живущего в мире, некий неписанный свод правил, которому подчиняется все вокруг. Одно из таких правил — все живое должно плодиться и размножаться. Но юная Шолпан так счастлива в любви с мужем, что не хочет нарушать их интимную идиллию рождением детей. Поэтому она усердно молит Всевышнего не давать ей ребенка. И, кажется, ее молитвы были услышаны…

Но после нескольких лет замужества Шолпан начинает понимать, что залог долгого семейного счастья — это именно дети. Она осознает свою ошибку и пытается все исправить, усердно моля об обратном, о беременности — но увы! Судя по всему, ее любимый муж бесплоден. Теперь ее единственный выход — родить от другого мужчины. В итоге личная драма Шолпан начинает неумолимо скатываться в трагедию всей семьи.

Спектакль поразил своей легкостью, поэтичностью, красотой и одновременно простотой символических образов. На сцене будет все: спящие вместе супруги, роковая измена Шолпан, совершенно откровенная сцена любовной страсти во всех ее подробностях и с фееричным финалом. Но как целомудренно и поэтично все это показано! На это могут смотреть даже дети, просто они воспримут все иначе, как забавную игру. Думаю, эти сцены ничуть не нарушают и строгих правил шариата.

Поэтика сценического действа — это нечто потрясающее. До гениальности простые символические образы превращают постановку в совершенно уникальное полотно, которое с одинаковой легкостью поймут люди любой национальной культуры и вероисповедания.

Висящие колокольчики символизируют детский смех, и лишенный голоса колокольчик Сарсенбая не требует вообще никаких пояснений — мужчина бесплоден! Но вот молодой Азимбай, проходя мимо, бросает взгляд на Шолпан и дергает за другой колокольчик, отзывающийся щедрым звоном — и мысли мечтающей о ребенке Шолпан уже ясны каждому зрителю. А какой дьявольской энергетикой наполнена сцена супружеской измены, показанная как ритуальный шаманский танец Шайтана, истово пляшущего вокруг огромной ступы — вот оно, торжество свершившегося греха!

Неотвратимость возмездия за грех Шолпан очевидна, но тем не менее страдания героини вызывают в сердце самый живой отклик, ибо ее поступки так легко понять и объяснить. Причем в контексте всей постановки трагическая ошибка Шолпан — это даже не сам факт ее измены мужу. Прежде всего, это ее эгоистичное желание жить по своим правилам, получая от жизни только удовольствие. В этом и есть ее главное прегрешение, потому что никому не дано безвозмездно нарушать данный Богом миропорядок.

Спектакль буквально взорвал зал, вызвав шквал аплодисментов. Публика долго восторженно аплодировала стоя, вызывая артистов на поклон несметное количество раз. Лично от себя добавлю — пробрало до слез.

Профессиональное жюри фестиваля «Пермская Фантасмагория» также очень высоко оценило спектакль Костанайского областного казахского театра драмы им. И. Омарова «Прегрешение Шолпан», присудив ему победу сразу в нескольких номинациях.

В итоге спектакль Баатырбека Шамбетова «Прегрешение Шолпан» получил Гран-При фестиваля, приз за лучшую женскую роль (актриса Диана Турсунова, за роль Шолпан), приз за лучшую мужскую роль (актер Куаныш Маратулы, за роль Сарсенбая) и приз на лучшую сценографию (Садыр Ниязкунов).