Пермский режиссер Сергей Федотов по праву считается одним из лучших театральных постановщиков русской классики. Его спектакли по Гоголю, Достоевскому, Горькому неизменно срывают овации восхищенной публики во всех городах (включая Москву и Санкт-Петербург!), куда знаменитый театр «У Моста» приезжает на гастроли или на фестивали.

Среди русских классиков, любимых пермским режиссером, особое почетное место по праву занимает Николай Васильевич Гоголь. Изобилующий мистицизмом, всевозможной чертовщиной и яркими колоритными персонажами, художественный мир Гоголя оказался идеально созвучным мистическому пространству театра «У Моста». «Женитьба», «Ревизор», «Вий», «Игроки», «Вечера на хуторе близ Диканьки» — за годы существования театра «У Моста» на его сцене были поставлены многие произведения Гоголя. 

Спектакль Сергея Федотова «Женитьба» по одноименной комедии Гоголя идет на сцене театра «У Моста» уже тридцать лет. Впервые эта постановка увидела свет в далеком 1992 году. Тогда театр как раз переехал в новое здание на Куйбышева, 11, которое и по сей день является домом мистического театра. За годы своей долгой по театральным меркам жизни спектакль «Женитьба» претерпел некоторые изменения — по вполне понятным причинам, актерский состав неоднократно обновлялся. Однако это ничуть не умалило достоинств постановки: напротив, каждый новый актер привносит в спектакль свою индивидуальную «изюминку». Виртуозная актерская игра вкупе с блестящими режиссерскими находками по «демонизации» сценического пространства превращают «Женитьбу» в настоящее захватывающее приключение, где зрителям не дадут скучать ни секунды.   

Комедия Сергея Федотова «Женитьба. Фантасмагория» образца осени 2022 года пополнилась сразу несколькими новыми актерами. Самое яркое приобретение — Вильдан Валиев в роли Анучкина, с особой чрезмерностью представляющегося перед дамой светским и изящным в общении молодым человеком. Молодой актер с безграничным юмором рисует своего героя, жаждущего затмить своей неотразимостью всех конкурентов. Пожалуй, актеру это удается, хотя и не без труда — ведь его партнерами по спектаклю являются такие маститые профессионалы, как Андрей Козлов и Александр Шаманов!  

В роли Агафьи Тихоновны выступила Алена Войтенко, и лично мне очень понравилась ее работа. Актриса создает на редкость гармоничный образ засидевшейся в девках героини: эмоциональная, но в силу приличий пытающаяся держать себя в рамках, простоватая, но очень старающаяся выглядеть культурной и образованной. Ее волнение и страх перед толпой напористых и таких разных женихов настолько естественны, что буквально передаются зрителям — поневоле начинаешь сопереживать совсем растерявшейся невесте. В финальной сцене брошенная перед самым венчанием Агафья Тихоновна приобретает черты почти трагического персонажа — столько боли и страдания вдруг появляется в ее взгляде!

Как всегда хорош Илья Бабошин, играющий в «Женитьбе» Подколесина. Праздный, безвольный, ленивый, самовлюбленный, трусливый — однако при всем при этом вполне обаятельный! Кажется, в доме Подколесина давно уже поселился сам черт, причем хозяин об этом даже не подозревает. Более того — ему весьма комфортно! Разрушить дьявольские чары попытается друг Подколесина, активный и находчивый Кочкарев (блестящая роль Василия Скиданова). Но, кажется, в итоге черт доберется и до него…

Отдельно хочется отметить небольшую роль слуги Степана в исполнении молодого актера Дмитрия Мурзаева. Это уже не первый случай, когда я не сразу смогла опознать этого актера в неожиданном сценическом образе — настолько виртуозно Мурзаев способен перевоплощаться, изменяя не только внешность и пластику, но даже голос. В связи с этим вспомнилась последняя пьеса МакДонаха, в которой, по требованию автора, непременно должна играть настоящая темнокожая карлица-афроамериканка, и это условие оказалось для пермского театра «У Моста» невыполнимым. Если МакДонах все же разрешит играть эту роль в соответствующем гриме, проблема решена — в театре есть Дмитрий Мурзаев!    

Впрочем, способность к почти фантастическому перевоплощению присуща практически всем актерам Сергея Федотова. Анастасия Перова, будто бы специально созданная для роли роковой красавицы Грушеньки в «Карамазовых», в «Женитьбе» предстает бесцветной свахой Феклой Ивановной, а колоритная актриса Регина Шнигирь превращается в старуху Арину Пантелеймоновну. Мистика, да и только!

Вообще мистика в «Женитьбе» повсюду, словно всем действом взаправду руководит дьявол. Зрителю предстоит разгадать множество совершенно невероятных загадок, например, как может живая человеческая рука высунуться из ящика комода, стоящего посреди сцены? Да еще и с горящей свечой? И подобных фокусов в спектакле будет очень много!

Режиссеру театра «У Моста» Сергею Федотову присущ особый талант — он умеет даже самый хрестоматийный и всем наизусть известный классический сюжет поставить так, что зрители будут смотреть, затаив дыхание. Более того, придя после спектакля домой, хочется взять в руки томик автора и еще раз перечитать знакомое со школьных времен произведение.

То же самое произошло и с «Женитьбой». Благодаря спектаклям театра «У Моста», тысячи зрителей заново открыли для себя произведения не только Николая Гоголя, но и других классиков русской литературы: Горького, Чехова, Островского.

Интерпретируя название театра «У Моста» и его мистический ареол, хочется предложить и свое толкование: режиссер Сергей Федотов обладает уникальной способностью выстраивать незримый мост, помогающий современным зрителям не только гораздо лучше понять русскую классическую литературу, но и полюбить ее всей душой.