Пермский театр «Век жизни» представил зрителям очередную премьеру сезона - пластический спектакль «Демон» по одноименной поэме Михаила Лермонтова. Премьерные показы прошли 22 и 23 мая на сцене театра. Автор идеи, постановщик и исполнитель главной роли — Тимофей Молянов.  

Все, кто давно знаком с авторским театром актерской семьи Моляновых «Век жизни», прекрасно знают и Тимофея Молянова. Свою актерскую карьеру он начал в 13 лет с роли смертельно больного мальчика Оскара в спектакле «Оскар и Розовая дама». Эта постановка стала «визитной карточкой» театра «Век жизни», она до сих пор идет на сцене театра и неизменно собирает полные залы.

Тимофей же успешно продолжил актерскую карьеру в театре «Век жизни», а также попробовал себя в качестве режиссера. На сегодняшний день его творческое кредо — пластические спектакли, которые он ставит самостоятельно, но пока с подсказками своих более опытных в актерском и режиссерском деле родителей Ирины и Андрея Моляновых. В копилке Тимофея Молянова уже два полноценных пластических спектакля: «Записки сумасшедшего» по Гоголю и нынешний премьерный «Демон». В этом ряду хочется упомянуть и необычную постановку в жанре абсудра «Превращение» по Кафке.   

Пластические спектакли театра «Век жизни» — это прежде всего смелые творческие эксперименты, созданные на стыке драматического театрального искусства и современной хореографии. Большинство артистов театра не имеют специального балетного образования (хотя в труппе театра есть и самая настоящая балерина!), но это не мешает им прекрасно танцевать на сцене достаточно сложные партии. Лично мне это всегда напоминает о шмеле, который по всем законам физики и термодинамики летать не может, так как имеет слишком тяжелое тело и совсем маленькие крылья. Но шмель этих законов не знает — и летает!

«Демон» — это пронзительная история любви. Изгнанный из Рая падший ангел обречен бесконечно скитаться над землей, творя зло. Веками он насылал беды на людей, пока однажды не увидел там, внизу, прекрасную девушку, похожую на светлого ангела. Демон не может умереть, но он способен полюбить!

В спектакле не произносится ни одного слова, да они и не нужны: язык тела расскажет абсолютно все. Вы можете вообще ничего не понимать в тонкостях современного танца и даже не знать сюжета поэмы «Демон» — вам все равно все будет ясно, вы прочувствуете эмоции героев каждой клеточкой своего тела. 

Значительную роль в постановке также играет язык цвета: черное и белое, тьма и свет, демоны и ангелы. В единстве с почти монохромной цветовой палитрой происходит магическая трансформация костюмов персонажей. На сцене царит полнейшая гармония музыки, света, цвета и пластики актеров, весь мир сосуществуют в унисон разворачивающейся истории любви небесного Демона к прекрасной земной девушке.

Демона исполняет Тимофей Молянов. Актер уже неоднократно удивлял своей способность перевоплощаться в персонажа не только внутренне, но даже внешне: так, в «Записках сумасшедшего» его герой местами походил на самого Николая Гоголя. В случае с Демоном сочетание драматических и хореографических способностей актера позволило ему создать на сцене воистину демонического персонажа, раздираемого противоречивыми эмоциями невероятной силы.    

В тандеме с Тимофеем Моляновых выступила актриса Татьяна Апурина. В театре «Век жизни», как выяснилось, она не новичок, но роль такого масштаба ей досталась впервые. Надо признаться, режиссер с ней не прогадал! Молодая актриса создала образ очаровательной, невинной девушки с ангельской внешностью, которая словно бы сама по себе излучает свет. Однако ее неземная красота таит глубоко скрытый внутренний дьявольский огонь, который на сцене постепенно загорался, набирал силу, трансформировался в нечто инфернальное и в итоге вылился в пламя всепоглощающей страсти. Божественное по красоте и энергетике зрелище!

Театр «Век жизни» обычно достаточно строго следует принципу не менять авторских идей в классических произведениях. Однако в случае с Лермонтовым создатели постановки решили дать Демону шанс. Действительно: разве не мог низвергнутый с небес ангел заслужить своей искренней любовью к прекрасной девушке шанс на прощение богов? Или это всего лишь его сладостные, но несбыточные мечты?..

Финальное решение судьбы Демона, как мне кажется, постановщики оставляют за зрителем. Если вы большой поклонник творчества Лермонтова и вам претит даже в воображении менять судьбу придуманных им героев, то уделом Демона навсегда останется мрачное одиночество, лишь изредка осеняемое в мечтах или во снах сладостными воспоминаниями о недолгом счастье с любимой.

Но если вы допускаете, что литературные герои могут иногда и выйти за рамки, созданные для них писателем, то ваш Демон наконец обретет счастье. Как в той истории со шмелем: да, так быть не может, но если бы сам Демон не знал, какой финал уготовил для него Лермонтов, он бы непременно взлетел в небо вместе со своей любимой, и они оба были бы там бесконечно счастливы. Потому что любовь окрыляет — разве не так?..