Единственный в мире мистический театр «У Моста» существует в Перми уже более 35 лет, и за эти годы на его сцене было поставлено огромное количество спектаклей разных жанров. Многие из них, прожив отведенное им время, ушли со сцены, уступив место новым постановкам. Это вполне логично — ведь зритель с нетерпением ждет премьер.
Однако не меньшим событием, как правило, оказывается и возвращение в репертуар популярного спектакля прошлых лет. Для молодых зрителей это сродни обычной премьере, а для публики с большим театральным стажем новая встреча с глубоко затронувшими сердце героями становится своеобразным магическим мостиком в прошлое, позволяющим снова пережить эмоции, испытанные в зрительном зале несколько лет назад.
Для режиссера это тоже своего рода мистика: спустя годы вернуть на сцену спектакль в прежнем виде, но с обновленным актерским составом. Однако для театра «У Моста», кажется, вообще нет ничего невозможного, поэтому подобные магические сеансы дежа вю здесь случаются регулярно.
Именно таким мистическим возвращением к зрителю стали апрельские показы спектакля «Термен», премьера которого состоялась в театре «У Моста» весной 2008 года. Спектакль создан режиссером Сергеем Федотовым по пьесе современного чешского писателя и режиссера Петра Зеленки. Пьеса основана на реальных фактах удивительной биографии советского ученого и изобретателя ХХ века Льва Сергеевича Термена. На данный момент постановка этой пьесы в театре «У Моста» — единственная в России.
Жанр спектакля «Термен» обозначен режиссером как невероятная история. Действительно, события, показанные на сцене, выглядят так, будто их сочинили лихие голливудские выдумщики, которые в погоне за зрелищностью сюжета и непредсказуемостью интриги слегка потеряли берега. Судите сами!
Гениальный советский ученый, впечатлявший своими изобретениями самого Ленина (с которым Термен лично беседовал в Кремле!), в 20–30-е годы прошлого века ведет успешный бизнес в капиталистической Америке с ее «сухим законом», устраивает деловые встречи с местными миллионерами в дорогих ресторанах, попивая «двойной чай». У его ног — красивейшие женщины. Его деловой партнер — иностранец. Изобретенный им бесконтактный музыкальный инструмент терменвокс становится родоначальником электронной музыки, а необычные концерты с терменвоксами собирают многотысячную аудиторию. Это успех! В Кремле обо всем этом не просто знают, но даже всячески поощряют гениального изобретателя. Помилуйте, разве такое могло быть на самом деле?
В
эту невероятную историю настолько
сложно поверить, что в антракте как
минимум половина зрителей погружается
в интернет, чтобы убедиться, что Лев
Сергеевич Термен и
его терменвоксы
существовали
на
самом деле.
Беспощадная всемирная паутина ехидно
соглашается и тут же выдает новую порцию
не менее удивительных фактов
о совершенно уникальном и абсолютно
реальном советском изобретателе Льве
Сергеевиче Термене. Кому интересно —
загляните в интернет и почитайте сами,
а мы вернемся к спектаклю Сергея Федотова,
где, кстати, показан только небольшой
американский
кусочек долгой
жизни
советского ученого.
Заглавную роль в спектакле «Термен» исполняет Владимир Ильин. Это актер поистине габеновского размаха, его выразительное молчание на сцене часто оказывается гораздо красноречивее длинных эмоциональных монологов.
Термен Владимира Ильина с первых же минут производит впечатление человека малообщительного, закрытого, словно в нем отключили способность испытывать или, по крайней мере, выражать простые человеческие эмоции. Его не особо трогает успех у женщин, признание публики, финансовые перспективы его изобретений. Что его по-настоящему вдохновляет и окрыляет, так это опыты с электричеством, возможность изобретать, совершать новые открытия. Этим он и живет! Впрочем, такие странности вполне соответствуют имиджу гениального ученого. Но нет ли тут какого-то секрета?.. И секрет, конечно, есть.
Личность Термена, какой она показана в спектакле, вызвала у меня ассоциации с русской матрешкой. На первый взгляд, главный герой — это талантливый инженер, лично беседовавший с самим Лениным. Потом — раз! А внутри, оказывается, есть другой типаж — неординарный музыкант, решивший изменить привычное представление людей о музыке, своим стремлением к новому искусству покоряющий умы почитателей его таланта и сердца красивых женщин. Потом еще — раз! И под всем этим прячется… агент советской разведки! И это тоже не предел. Под этой фигурой может таиться кто-то еще, пострашнее. И этим маскам, скрывающимся одна под другой, кажется, нет конца!
Главная загадка всей этой невероятной истории — кем же на самом деле был Лев Термен? Ученым? Изобретателем? Музыкантом? Советским агентом? Или просто отчаявшимся человеком, готовым на что угодно, лишь бы спасти от лагерей и смерти самых дорогих и близких ему людей?..
Пронзительное молчание Льва Термена в финале все же нарушится душераздирающим откровением, что наконец приблизит зрителей к разгадке этой почти мистической, но все же вполне реальной истории.
P.S.
В
спектакле театра
«У Моста» на
сцене присутствуют самые настоящие
терменвоксы, привезенные режиссером
Сергеем Федотовым из Америки.