В Перми в 11-й раз прошел театральный фестиваль-конкурс моноспектаклей «МОНОfest». С 14 по 18 ноября на различных театральных площадках Перми и в Кудымкаре было показано 11 конкурсных постановок из разных городов. Пермь была представлена моноспектаклем Люси Прохоренко «Пьяный космонавт».  

Премьера спектакля «Пьяный космонавт» состоялась в Пермском академическом Театре-Театре 1 марта 2024 года. Режиссер — Дамир Сайранов. Спектакль поставлен по одноименной пьесе актрисы Люси Прохоренко, для которой этот драматургический опыт стал первым. Кстати, пьеса Люси Прохоренко «Пьяный космонавт» вошла в шорт-лист Международного конкурса коротких пьес «Stories V».

Спектакль «Пьяный космонавт» еще до премьеры привлек к себе повышенное внимание околотеатральной прессы, а после первого показа на сцене мгновенно обрел славу скандальной и «неудобной» постановки. При этом художественные достоинства спектакля были очевидны, что и позволило ему попасть в конкурсную программу фестиваля «МОНОfest». 17 ноября моноспектакль «Пьяный космонавт» был показан на родной театральной площадке «Сцена-Молот» в рамках фестиваля.    

«Пьяный космонавт» (строго 18+) позиционируется как моноспектакль об алкогольной зависимости, но лично я бы трактовала его проблематику несколько иначе. Это прежде всего глубокое погружение в мир одинокой, катастрофически несчастной девочки, трепетно жаждущей любви, но не находящей ее нигде, даже у собственной матери. Вокруг нее только боль, страх, непонимание, насмешки, неприятие, ненависть… Где взрослеющей душе искать выход из этого непрекращающегося кошмара? В манящем и прекрасном космосе! Благо и пример имеется — счастливым космонавтом (алкоголиком) был дед героини. Ну что же — поехали!

Поразило, насколько просто и при этом завораживающе показан на сцене «космос», куда периодически «улетает» героиня. Висящие под потолком бокалы, поблескивая в полумраке, действительно напоминают волшебное звездное небо, смотреть на которое можно бесконечно долго. А вот их мелодичный звон вызвал весьма неоднозначную ассоциацию с печально известной хрустальной ночью…

Еще одна ассоциация — Маленький Принц и его космические миры. Интересно, каким бы стал Принц, если бы у него не оказалось ни прекрасной Розы, которую можно любить, ни верного друга Лиса, а в своих космических путешествиях он встретил бы одного только пьяницу? И если бы Принц родился не мальчиком, а девочкой, в которой самой природой заложена безудержная потребность любить и быть любимой? Наверное, это была бы уже совсем другая сказка.

Вот и героине Люси Прохоренко не суждено было стать принцессой, хотя принц однажды ей все-таки встретился. Но она никого не обвиняет и не стремится оправдаться сама — она всего лишь пытается выжить в этом бескрайнем пространстве всеобщей и взаимной нелюбви, выбирая «полеты в космос». Тем страшнее будет финал, полный тотальной безнадежности, звона бьющихся бокалов и опускающейся на сцену непроглядной тьмы — хрустальная ночь наступила. Все кончено!

По завершении спектакля зал взорвался аплодисментами, и это было совершенно искренне и даже стихийно. Актриса, отважившаяся на сцене так виртуозно вывернуть наизнанку собственную душу, не побоявшаяся неудобных поз, слов и тем, достойна самого искреннего восхищения!  

«Пьяный космонавт» оставляет в душе какую-то саднящую занозу, от которой совершенно невозможно избавиться. Почему так невыносимо больно? Из-за близких знакомых, которые периодически могут перебрать на веселом празднике? Из-за умершего родственника, который практически повторил судьбу деда-космонавта? Или из-за бокала шампанского, который, что греха таить, любой из нас не прочь выпить, если обстановка располагает? Не повод ли это задуматься над «космической» темой и каждому из нас? 

Говорят, что из путешествия никогда не возвращаешься прежним. Из некоторых спектаклей — тоже. Мне кажется, теперь, даже поднимая бокал шампанского в новогоднюю ночь, я сразу буду вспоминать Люсю Прохоренко и ее до боли пронзительного, предельно честного «Пьяного космонавта». Пережив такое космическое путешествие даже в качестве простого зрителя, сам бесповоротно меняешься изнутри.