В последний понедельник июня в театре «У Моста» прошел выпускной экзамен студентов второго актёрского курса Пермского института культуры, Мастерская Сергея Федотова. Приглашенные зрители увидели на сцене студенческую версию комедии «Лягушки в шампанском», премьера которой с огромным успехом состоялась в театре всего несколько недель назад.
Для учеников Сергея Федотова, художественного руководителя и режиссера Пермского театра «У Моста», спектакль «Лягушки в шампанском» стал уже восьмым по счету. Напомним, что в репертуаре студентов значатся «Команда», «Ханума», «Камедыя», «Мачеха Саманишвили», «Про Федота-стрельца…», «Приключение», «Зверь».
Понедельник, как известно, день тяжелый, да и погода постаралась: нескончаемые тучи периодически изливали на головы горожан то моросящий дождик, то ливень, то град. Синоптики и вовсе пообещали снег и предвкушали зафиксировать самый холодный день едва ли не за всю историю наблюдений за погодой в Перми.
Однако всеобщее уныние оказалось не властно над энергетическим пространством мистического театра «У Моста». К назначенному часу к театру потянулась нарядно одетая публика с многочисленными букетами цветов, царило радостное оживление и предвкушение настоящего праздника, каким практически всегда оказывается для зрителей новый спектакль. На показ собрались преподаватели, студенты, друзья театра, родственники начинающих актеров-второкурсников. Зал был переполнен!
Пожалуй, наибольшая сложность, с которой предстояло столкнуться молодым актерам в спектакле «Лягушки в шампанском», это необходимость перевоплотиться в персонажей, которым уже хорошо за сорок. И дело тут даже не во внешности (грим в помощь!), а в некоей внутренней составляющей характеров главных героев пьесы, имеющих весьма специфичный жизненный опыт. Это знаменитый в прошлом актер, а ныне порядком потрепанный жизнью таксист Андрей, совершенно во всем разочаровавшийся (актер Семен Осокин). Это его сестра Тамара — въедливая старая дева, изводящая гиперопекой всю свою родню (актриса Мария Серова). И это восхитительная в своей женственной непосредственности Раечка — мать-одиночка, сумевшая не только уехать в Америку и устроиться там работать уборщицей, но и сохранившая неиссякаемый оптимизм и веру в то, что стакан всегда наполовину полон (актриса Екатерина Пономарева).
Если сравнивать «взрослый» профессиональный спектакль «Лягушки в шампанском» и его студенческую версию, то, на мой взгляд, в постановке студентов появился дополнительный элемент сказочности происходящего. На сцене изначально присутствует некое легкое несоответствие между актерами на сцене и теми, кого они представляют. Но по мере развития сюжета и раскрытия характеров, зритель начинает глубже понимать героев, сопереживать им, буквально «влюбляется» в них. Происходит своеобразное волшебное перевоплощение персонажей, и вот уже под мрачной личиной Андрея оживает верящий в чудо молодой романтик! Фантазерка-Раечка сама начинает верить в небылицы, которые придумала, и они чудесным образом действительно воплощаются! Череда невероятных совпадений и внезапных озарений превращает происходящее в самую настоящую сказку, в которую так хочется верить. Энергия молодости и жажды жизни, присущая актерам-студентам, задает тон и в финальной сцене — потому что все у них непременно получится, иначе и быть не может!
На этой суперпозитивной волне спектакль заканчивается, и зрительный зал взрывается восторгом. Волшебство свершилось, чудо произошло! Цветы, объятия, поздравления, слова восхищения, слезы радости и, конечно же, несмолкаемые аплодисменты — потрясающий коктейль эмоций! Отдельное спасибо Мастеру и руководителю курса Сергею Федотову!
А когда зрители выходили из театра, все обратили внимание, что дождь прекратился, и чуть далее, прямо У МОСТА через Каму, в великолепном закатном зареве наперекор всем мрачным прогнозам светило яркое солнце…