В длинных коридорах загадочного закулисья мистического театра «У Моста» есть огромные запертые шкафы, где хранятся старые декорации спектаклей, давно снятых с репертуара. Сотрудники театра рассказывают, что по ночам оттуда порой доносится отчетливый стук — это забытые спектакли просятся на сцену. Судя по всему, иногда им удается достучаться до художественного руководителя театра Сергея Федотова, и тогда он возвращает спектакли к жизни.
11 и 12 ноября на сцене театра «У Моста» вновь показали спектакль «Собачье сердце». Эта сценическая интерпретация знаменитой повести Михаила Булгакова была создана Сергеем Федотовым почти 20 лет назад — премьера состоялась в декабре 2005 года. Обновленный спектакль вернулся с триумфом: на всех показах в зрительном зале не было свободных мест, а в конце зал аплодировал стоя.
Гениальные произведения Михаила Булгакова имеют свою непростую, уникальную судьбу. Повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году, была долгое время запрещена к публикации и увидела свет только в 1987 году. Вышедший вскоре двухсерийный фильм «Собачье сердце» сразу снискал всенародную любовь и молниеносно разлетелся на цитаты, а его главные герои профессор Преображенский и Шариков превратились в полноценные мемы, активно живущие в интернете и по сей день.
Впрочем, такая популярность кинематографической версии литературного первоисточника часто мешает зрителям адекватно воспринимать театральную постановку произведения: поневоле начинаешь сравнивать актеров на сцене с давно полюбившимися героями фильма. Но режиссер Сергей Федотов не побоялся конкуренции с кинематографическим шедевром и смело предложил зрителям свою человеческую комедию «Собачье сердце»,
Восстановленный спектакль имеет два актерских состава. Мне довелось оценить вариант, где профессора Преображенского играл Илья Бабошин, доктора Борменталя — Артем Пицык, а Шарикова во всех его ипостасях, включая беспородного пса Шарика, исполнил молодой актер Виталий Швец. В другом составе Шарикова играет Василий Скиданов, и я смело могу предположить, что столь колоритный персонаж в исполнении этого актера — отдельный шедевр, ради которого не грех посмотреть спектакль еще раз. Впрочем, Шариков-Швец меня тоже вполне устроил.
Режиссер Сергей Федотов неоднократно говорил, что ради вживания в образ его актеры не только досконально изучают авторский текст и историческую эпоху, в которой происходит действие, но даже репетируют в соответствующих локациях: на ирландском острове, в средневековом замке или в психбольнице. Если у актера Виталия Швеца нет своей собаки, то совершенно очевидно, что для исполнения роли Шарика ему пришлось внедряться в семью, где собака есть. Иначе просто невозможно объяснить совершенно собачьи повадки актера в сценах, где он играет пса Шарика — утверждаю это со знанием дела как опытный собаковладелец с многолетним стажем. Лично для меня смотреть на игру перевоплотившегося в пса Швеца было сплошным удовольствием: настолько точно им были подмечены и ухвачены всевозможные, почти незаметные нюансы собачьего поведения, что хотелось прямо-таки подойти и дружески потрепать Шарика за загривок, а то и вовсе чмокнуть во влажный нос. И это при том, что для молодого актера Виталия Швеца это одна из первых главных ролей на сцене театра «У Моста».
Еще один достойный внимания молодой актер в «Собачьем сердце» — Артем Пицык в роли Борменталя. Великолепное исполнение Сирано де Бержерака в недавней одноименной премьере подтвердило, что актер вполне дорос до больших сложных ролей, а колоритная внешность Пицыка придала его герою, скромному и интеллигентному доктору Борменталю, особую прелесть. На мой субъективный взгляд, Артем Пицык в обозримом будущем способен превратиться в полноценную «звезду», на чьи спектакли будут специально приходить восторженные поклонницы. Но не будем торопить события — время покажет.
Илья Бабошин в образе профессора Преображенского ничем особенно не удивил: актер одинаково превосходно играет и большие, и маленькие роли практически в любом амплуа, от забулдыги-пьяницы до рафинированного аристократа голубых кровей. Как ему это удается — уму непостижимо, но этот факт подтверждается снова и снова каждой новой ролью актера. Профессор Преображенский в этом смысле не стал исключением — можно просто смотреть на великолепную игру Бабошина и наслаждаться зрелищем.
Спектакль «Собачье сердце» изобилует и актерскими мини-шедеврами, ибо, как известно, нет маленьких ролей, а в театре «У Моста» все актеры изначально большие. Помимо Екатерины Пономаревой в роли Дарьи Петровны и Татьяны Голендухиной, играющей Зину, знатно отличилась и сорвала овации зала Алена Войтенко со своим крошечным персонажем — пациенткой профессора Преображенского. Также запомнилась прекрасная, но совершенно отчаявшаяся Машинисточка Анастасии Ледневой. Зато такой потенциально интересный герой, как Швондер, напротив, как-то совершенно затерялся среди других персонажей и не оставил после себя практически никаких впечатлений.
Михаил Булгаков обладал не только писательским талантом, но еще и несомненным даром предвидения. Не удивительно, что его фантастическая повесть «Собачье сердце» сразу была запрещена: слишком отчетливо звучала в ней остроумная сатира на окружающую советскую действительность. Булгаков уже тогда прекрасно видел, чем может обернуться появление во власти таких недочеловеков, как Шариков. К чему это привело на самом деле, мы сегодня прекрасно знаем из учебников истории.
Многие режиссеры, которые ставили на сцене или в кино произведения Булгакова, рассказывали о совершенно невероятных, порой необъяснимых событиях, которые происходили с ними в процессе работы над спектаклем или фильмом по Булгакову. Мистический шлейф следует за писателем и его бессмертными творениями до сих пор. Эта магия витает и в театре «У Моста», и почувствовать ее способен каждый, кто придет на комедию «Собачье сердце».
Проведя почти три часа вместе с героями спектакля и вдоволь насмеявшись, под конец точно так же, как профессор Преображенский и доктор Борменталь, начинаешь испытывать пугающее бессилие перед ничтожной тварью, ощутившей свое могущество и безнаказанность, а когда моральное чудовище наконец нейтрализовано — наступает несказанное облегчение.
Ну а если вы верите в мистику, тогда после просмотра спектакля вам станет совершенно ясно, почему старые декорации к спектаклю «Собачье сердце» так настойчиво стучали в запертые двери шкафа и просили вернуть их на сцену…