В пермском театре Дома Актера состоялась премьера спектакля «Стриптиз» по пьесе Славомира Мрожека. Показу предшествовал весьма оригинальный перформанс для зрителей, который был организован прямо в фойе Дома Актера. Необычный театральный вечер состоялся 17 мая.
Польский драматург, прозаик и сатирик Славомир Мрожек считается мастером абсурда и парадокса. Мрожек является одним из наиболее известных польских писателей, его пьесы идут во многих театрах мира, в том числе и в России. В Перми спектакль по Мрожеку «Иммигранты» был не так давно поставлен в театре кукол «Туки Луки».
Пьеса «Стриптиз» была написана Славомиром Мрожеком в 1961 году. Она неоднократно ставилась в России, вызывая самые разнообразные отклики и комментарии зрителей, от полного восторга до совершенного непонимания авторского замысла.
Премьере спектакля «Стриптиз» в пермском театре Дома Актера предшествовало небольшое шутливое интервью режиссера Антона Девятова, в котором он на все вопросы журналиста о готовящейся постановке отвечал неопределенными междометиями или глубокомысленным молчанием. В этой забавной шутке, впрочем, как раз и таится ответ на главный вопрос: о чем этот спектакль? Простого и однозначного ответа нет, и каждый зритель волен интерпретировать смысл происходящего на сцене по своему усмотрению, опираясь на собственный жизненный опыт, на свои нравственные принципы, на свое отношение к техническому прогрессу и даже, если хотите, на свои индивидуальные политические взгляды.
На сцене будет всего два героя. Их словно бы напечатали на одном ЗD-принтере: у них нет имен, они носят идентичную одежду, они оба оказались в одинаковой непонятной ситуации, очень напоминающей мрачные фантазии в духе произведений Франца Кафки «Процесс» и «Превращение». Но даже эти обезличенные, тождественные друг другу персонажи, попавшие в абсолютно равные, пугающие обстоятельства, имеют возможность сделать тот или иной выбор — разный выбор! Личная ответственность человека за свою судьбу, право на выбор, которого у него никто и ничто не может отнять — вот основные темы спектакля.
Главные роли исполняют молодые актрисы Алена Главатских и Кристина Заборских. Мир абсурда, в котором оказались их персонажи, дает возможность актрисам продемонстрировать на сцене все свои актерские таланты, начиная от классического драматического искусства и заканчивая пантомимой. Мимика и пластика актрис впечатляют, это нечто бесподобное: пугающее и одновременно завораживающее зрелище. Лично у меня их герои вызвали ассоциацию с творениями искусственного интеллекта: внешне все нормально и даже красиво, но на интуитивном уровне сразу чувствуется какой-то подвох. Только при детальном рассмотрении заметны дефекты, ошибки в считывании цифрового кода. Таковы и фигуры на сцене: вроде бы живые, но в то же время не совсем.
Впечатление тотального абсурда, не поддающегося разумному объяснению и не имеющего никакой доступной живому человеку логики, усиливается электронной ритмичной музыкой, пульсирующими визуальными эффектами на сцене и соответствующим видеорядом хаотичных световых и цветовых всполохов. Зрители буквально погружаются в самую сердцевину действия и наравне с персонажами спектакля оказываются в странном, не имеющем ни времени, ни пространства отрезке Вселенной, из которого невозможно выбраться. Этакая механическая бездушная и жестокая паутина, парализующая волю и сковывающая любые попытки хоть что-то предпринять, чтобы изменить ситуацию.
Что это — тоталитарное государство? Восстание машин? Торжество искусственного интеллекта над человеческим разумом? Или просто индивидуальная деградация личности, вызванная постоянным и зачастую бесцельным прокручиванием ленты в соцсетях и мессенджерах? И причем здесь вообще стриптиз?..
Полагаю, если задать эти вопросы напрямую режиссеру спектакля Антону Девятову, он снова лишь многозначительно пожмет плечами и промолчит. Потому что спектакль «Стриптиз», равно как и пьеса Мрожека, создан не для того, чтобы дать прямые ответы на конкретные вопросы.
Он создан для того, чтобы взбудоражить зрителя и побудить его глубоко задуматься: «А о чем это сейчас было? Не обо мне ли?..»