26 сентября в Пермском театре кукол состоялась премьера спектакля «Илиада v.2.0». Театральную версию эпической поэмы Гомера поставил режиссер Дмитрий Вихрецкий, пьесу по мотивам «Илиады» написал Сергей Плотов.  

«Илиада v.2.0» — это масштабная постановка, ориентированная в первую очередь на взрослого зрителя. Гомеровская поэма в суперсовременной прокачке превратилась в хитрый замес из компьютерных игр, героев древнегреческих мифов, постапокалиптических миров в стиле романов Виктора Пелевина и фильмов про «Безумного Макса». Поиск всевозможных пасхалок превращает спектакль в увлекательную головоломку для зрителя, однако при условии, что последний обладает определенным (и достаточно весомым) культурным багажом.

Спектакль идет на сцене кукольного театра, и это обстоятельство наверняка может ввести в заблуждение некоторых школьных педагогов. Сразу хочу предупредить учителей: не спешите приобретать билеты на свой класс — это не кукольная сказка по мотивам древней мифологии. Это смелая интерпретация классики, поднимающая самые острые вопросы современности. Обратите внимание на рекомендуемый возраст зрителей (от 16 лет!), почитайте описание на сайте театра и отзывы зрителей, в идеале — сперва посмотрите спектакль сами. И только после этого решайте: доросли ваши подопечные до подобного зрелища, или им это точно не зайдет.  

Теперь непосредственно о самом спектакле «Илиада v.2.0». Зритель попадает в историческую эпоху затянувшейся на десятилетие древней Троянской войны. На сцене мы увидим два плана — верхний и нижний. Но это не противоборствующие лагеря греков и ахейцев. Это - боги и люди.

Наверху живут всемогущие бессмертные боги, они же игроки и вершители людских судеб. Но если присмотреться к этим живописным существам повнимательнее, то можно догадаться, что они — обычные скучающие бездельники, давно пресытившиеся властью, богатством и вседозволенностью.

Нижний «этаж» — мир смертных людей. И если богов играют настоящие живые актеры, то герои-люди в спектакле — это управляемые куклы-марионетки, причем во всех смыслах. Для богов люди — что-то вроде боевых муравьев, которых удобно натравливать друг на друга сразу целыми полчищами. Зачем? Просто так, ради забавы и развлечения. Можно даже ставки делать!  

«Илиада v.2.0» изобилует всевозможными зрелищными спецэффектами, что позволило превратить сценическое действие в подобие динамичной компьютерной игры. Создатели спектакля прокачали также и речь главных героев: гомеровские персонажи общаются между собой вполне по-современному и даже умеют ругаться.

Лично мне очень понравилась идея режиссера Дмитрия Вихрецкого провести параллель между героями древней мифологии и утопическими мирами будущего из романов Виктора Пелевина. Торжество искусственного интеллекта и повсеместное чипирование человеческих мозгов для удобства управления ими — с одной стороны. С другой — игры в стрелялки и войнушку всемогущих бессмертных богов, которым просто скучно. Пешки в божественной игре — живые люди, которые гибнут сотнями и тысячами. Зашла в тупик или просто уже надоела одна война — затеем другую, поинтереснее. Мы же боги! Нам все можно.

Нынешнее человечество, следуя этой логике, сейчас находится где-то посередине, что открывает широкий простор для философских дискуссий о роли свободного разума в современном мире. Что будем делать, господа? Куда пойдем? Если древние боги, управляющие судьбами людей — это всего лишь миф, а повсеместное и обязательное чипирование населения — только мрачная фантазия писателя (пока что!), может, стоит просто почаще включать свои обычные человеческие мозги? Продвинуть их, так сказать, до более качественной, улучшенной версии? 

Спектакль показался мне достаточно сложным для зрительского восприятия, но он имеет потрясающе простой и совершенно понятный финал. За этот финал хочется долго и восторженно аплодировать режиссеру и всей творческой команде, которая работала над постановкой.