«Театр имени Которого Нельзя Называть» привез в Пермь два моноспектакля - «ИЛИ Я» Дмитрия Казенаса и «Моё Лебединое Озеро» Иры Малышенко, а также два интерактивных уличных спектакля: «ВорОбче» и «Цирк уехал». Гастроли «Театра имени Которого Нельзя Называть» прошли при поддержке Министерства культуры РФ ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ».
Питерский театр со столь необычным названием — абсолютно уникальный коллектив, занимающийся новым синтетическим театральным направлением, объединяющим в себе пантомиму, клоунаду, кукольный театр и уличные выступления. Руководит им весьма харизматичный человек с простым и легко запоминающимся именем Дмитрий Дормантасович Казенас. Кстати, моноспектакль «ИЛИ Я» в Перми он играл в свой день рождения.
Спектакль «ИЛИ Я» поставлен в довольно экзотичном для Перми жанре пантомимы. Главный и единственный герой Илия, немного смахивающий на бомжа или вечно бухого мужика из соседнего подъезда, — это современный Гамлет, ищущий свое место в мире. Поиск места, а точнее, направления, куда идти дальше, разыгрывается на сцене в буквальном смысле: герой будет пролезать в щель в заборе, спускаться в канализационный люк и исследовать самые неожиданные локации. Впрочем, однозначного толкования перемещениям и действиям Илии, пожалуй, нет — все зависит от воображения каждого конкретного зрителя, пришедшего на спектакль.
Иммерсивность постановки достигается не только аудиовизуальными эффектами, но, в первую очередь, мастерством актера, обладающего поистине фантастической пластикой. Дмитрий Казенас вытворяет на сцене совершенно удивительные вещи. Ему вообще не нужны ни декорации, ни театральный костюм, ни другие актеры — только майка, штаны, смешная шапочка и собственное тело. Плюс к этому сумасшедшая энергетика, великолепное чувство юмора и невероятная личная харизма. Из традиционных сценических атрибутов присутствует только немного грима, ведь Дмитрий Казенас по образованию еще и клоун.
Получившийся в итоге персонаж мгновенно обаял всех зрителей: милый и забавный безобидный дуралей, душа любой компании, свой в доску. Под этой колоритной маской угадывается присутствие интеллекта и тонкая, чувствительная душа. Добавьте к этому еще и прекрасную фигуру атлета с грацией гуттаперчевого мима — и вы получите гремучую смесь, способную воспламенить любое сердце если не горячей любовью, то, как минимум, восторженным восхищением или дружеской симпатией.
Со зрителями у Дмитрия Казенаса устанавливаются близкие отношения еще до начала спектакля, с приветственного слова, обращенного к собравшейся публике. Задав соответствующий эмоциональный настрой, актер мгновенно перевоплощается в своего героя и принимается хулиганить на сцене. Илия будет выяснять отношения с вышедшими из-под контроля руками и ногами, потом и вовсе примется запускать в зал всевозможные части своего тела (напомню, это пантомима), а зрители будут реагировать в соответствии со своим индивидуальным чувством юмора. Поклонники фильма Антониони «Фотоувеличение», если таковые окажутся в зале, будут в полном восторге.
Затем Илия отправится в путешествие по воображаемым мирам, где его ждет множество важных вопросов, на которые необходимо дать ответы. Куда свернуть — направо или налево? Пойти прямо или еще немного постоять на месте? Быть или не быть?..
Моноспектакль «ИЛИ Я» не претендует на звание философской притчи, хотя кого-то он, возможно, и заставит задуматься. Зато отличное настроение после спектакля вам точно обеспечено — будете идти домой и улыбаться, вспоминая шутки и пластику Дмитрия Казенаса. А как много доброго можно сделать, если у тебя хорошее настроение! Это еще Юрий Никулин говорил.