В пермском театре «У Моста» можно снова увидеть классическую постановку Сергея Федотова «Зойкина квартира» по пьесе Михаила Булгакова, премьера которой состоялась в 1999 году. Спектакль идет с обновленным актерским составом.

Лично мне довелось увидеть один из первоначальных вариантов этого спектакля, и он показался мне одной из лучших постановок Сергея Федотова. Это безусловная классика, где мастерски передан уникальный стиль великого писателя, автора гениального романа «Мастер и Маргарита». В «Зойкиной квартире» наличествует то же переплетение сатирического и трагического, когда за забавным «разоблачением гримас НЭПа» неумолимо проглядывает глубокая трагедия всей России. И, конечно, не обходится здесь и без чертовщинки, атмосферы дьявольского соблазна «нехорошей» Зойкиной квартиры.
Современная версия спектакля Сергея Федотова «Зойкина квартира» — это практически тот же самый спектакль, но новые актеры все же несколько иначе расставляют смысловые акценты в своих персонажах. Что же теперь мы увидим на сцене театра «У Моста»?

Главную роль Зои Денисовны Пельц исполняет актриса Алена Хорошая, и ее героиня на сцене действильно просто чудо как хороша: молодая, невероятно красивая, умная, с прекрасными манерами аристократки. Да это же мечта любого нормального мужчины! Совершенно очевидно, что если такая шикарная женщина вместо того, чтобы удачно выйти замуж и наслаждаться безбедной жизнью, организовывает на свой квартире подпольный притон, то для этого есть очень веская причина. И она вскрывается: Зое позарез нужны деньги, чтобы уехать за границу с любимым человеком.
А что же он, любимый? А он из бывших — откуда у него теперь такие деньги? Спасибо, что живой! Это некогда утонченный граф, а теперь подрабатывающий в ресторанах игрой на фортепиано Павел Абольянинов. В современной версии спектакля его играет актер Лев Орешкин, и он наделяет своего персонажа некоторыми комическими чертами — неявными, но все же порой вызывающими у зрителя улыбку. Справедливости ради отмечу, что в более раннем варианте спектакля Абольянинов в исполнении другого актера представал фигурой почти трагической и достойной искреннего сочувствия. В любом случае стремление Зои во что бы то ни стало спасти пребывающего в глубокой депрессии возлюбленного становится понятным и даже достойным уважения. Зоя Денисовна — настоящая сильная женщина!

Третьим ярким персонажнем спектакля «Зойкина квартира» является администратор борделя Аметистов в обаятельном исполнении актера Алексея Улановского. Да это же просто праздник какой-то! Недаром многие исследователи-литературоведы видят в этом буглаковском герое прототип знаменитого Остапа Бендера, что вполне подтверждается фактами. Аметистов — классический харизматичный аферист, способный выйти сухим и чистым из любой мутной воды. Врет — что дышит, причем так красиво и размашисто, что заслушаешься. Именно этот красавчик становится устроителем дел предприимчивой Зои Денисовны, что для зрителей — настоящий подарок.
Совершенно фееричен в спектакле «Зойкина квартира» актер Василий Скиданов. Казалось бы, после Калеки Билли и других весьма экстравагантных ролей удивить он уже не может — все было, все видели. А вот и нет! Скиданов в роли китайца — как вам такое? Китаец Херувим в исполнении Скиданова — это совершенно потрясающее зрелище, которое поклонникам артиста нужно увидеть обязательно — пропустить такое нельзя. Достойную компанию Скиданову составил актер Ильназ Яруллин, сыгравший второго китайца по имени Газолин (на самом деле — Ган Дза Лин). Отдельный шедевр — сцена поединка на ножах, которые китайцы умело перехватывают прямо на лету.

В спектакле достаточно много персонажей, причем каждый из них, даже самый незначительный — это яркая, зрелищная работа артиста. Стоит выделить талантливую игру Владимира Ильина (председатель домкома Портупея), Ильи Бабошина (Гусь, директор треста), Милены Хмыловой (Манюшка, прислуга), Анастасии Ледневой (Алла Вадимовна).
Любопытно: действие пьесы происходит в 20-х годах прошлого века, в эпоху советской власти и НЭПа, и практически все персонажи являются отрицательными. Но у Булгакова вышло как-то несколько иначе: главные герои вызывают даже определенное сочувствие. При этом председатель домкома Портупея и директор треста тугоплавких металлов Борис Петрович Гусь вроде бы должны строить счастливое советское будущее, на деле же это взяточник да один из главных клиентов борделя.
Неудивительно, что пьесу Булгакова в свое время запретили — такая советская реальность верхам оказалась не по нраву. В тех же постановках, что успели выйти на сцену, был изменен финал: если в первоначальной редакции Аметистов благополучно скрывался из квартиры, то теперь агент угрозыска в пьесе сообщал по телефону, что Аметистова взяли в подъезде.

Сто лет прошло после тех исторических событий, в декорациях которых развивается действие пьесы Михаила Булгакова «Зойкина квартира». Сегодня мы прекрасно знаем, что счастливого финала у всей этой истории быть просто не могло, какими бы талантами ни обладали решительная Зоя Денисовна и ее находчивый администратор — суровая историческая действительность все расставила по своим местам.
Однако ничто не мешает нам, сегодняшним зрителям, искренне сопереживать героям Булгакова, не по своей воле попавшим в эту мясорубку истории и тщетно борющимся за свое спасение и счастье. И есть еще режиссер Сергей Федотов, который вполне волен, следуя первоначальному замыслу Булгакова, спасти хотя бы одного персонажа — дать Аметистову время сбежать из Зойкиной квартиры.
Так есть ли шанс у обаятельного администратора, так похожего на всеобщего любимца Остапа Бендера? Смотрите спектакль Сергея Федотова «Зойкина квартира» — ответ там.

