Театр Дом Актера представил зрителям новую театральную версию классического рассказа Антона Павловича Чехова: 8 июня здесь состоялась премьера спектакля «Дама с собачкой». Режиссер постановки — Дамир Сайранов.

Театр Дом Актера в в этом сезоне радовал публику не только многочисленными премьерами, но и всевозможными экспериментальными постановками. «Дама с собачкой» в этом смысле тоже не стала исключением. Зрители, предпочитающие спектакли с точным следованием авторскому замыслу и скрупулезным воссозданием исторической эпохи во всех ее мельчайших подробностях, будут озадачены первой же сценой, где порядком захмелевший Гуров одиноко восседает за столом в окружении целой батареи пустых жестяных банок из-под пива.  

Да, это не совсем Чехов. Или, если хотите, совсем не Чехов. Дальнейший монолог Гурова (его играет актер Степан Сопко) о смысле жизни в целом и о женщинах в частности изобилует такими лингвистическими перлами, что в зале порой раздается сдавленный нервный смешок — видимо, это непроизвольная реакция оказавшихся среди зрителей филологов старой закалки.  

Почему Гуров показан именно таким? Рискну предположить, что режиссера Дамира Сайранова интересует в данном случае не конкретная историческая эпоха и даже не конкретный чеховский персонаж, а некая перманентная внутренняя составляющая мужского характера, вынуждающая сценического героя постоянно искать любовных приключений на стороне, не веря при этом в существование любви как таковой. Гуровы были, есть и будут всегда — меняется эпоха, но сюжет остается прежним.

Следует признать, что и женщины особым многообразием сюжетов не отличаются. Анна из чеховской «Дамы с собачкой» — замужняя молодая женщина, не удовлетворенная качеством имеющихся семейных отношений. Разве не тем же самым страдала, например, Анна Каренина? Поэтому Анна из нашего спектакля (актриса Анастасия Демьянец) тоже оказывается вневременной героиней, мучимой одновременно и жаждой запретной любви, и угрызениями совести.

Классический адюльтер — сюжет на все времена. Но не будем больше искать аналогичных примеров в русской и мировой литературе, ибо их там предостаточно. Равно как и в реальной жизни! Так почему же среднестатистические, вполне успешные и респектабельные мужчины и женщины продолжают с завидным постоянством попадать в одну и ту же ловушку? И есть ли из нее достойный выход? Или, может быть, именно там, внутри захлопнувшейся клетки, и заключается пресловутое счастье?

Обо всем этом — спектакль «Дама с собачкой». Вечная история тягостного душевного одиночества, неожиданного обретения любви, пьянящего наслаждения близостью, дальнейших мучительных метаний в поисках выхода. Это попытка понять, прочувствовать, а какие-то моменты даже буквально пережить вместе с чеховскими персонажами. Будем откровенны: герои Чехова абсолютно такие же, как и мы с вами!  

История банального курортного романа, переросшего в нечто большее, показана на сцене с невероятным эротизмом. Здесь не будет обнаженной натуры и откровенных сцен, но между актерами на сцене постепенно закипает такая сумасшедшая химия, разгорается такой накал чувственных страстей, что к финалу зрители ощущают их взаимное притяжение каждой клеточкой своего тела. Магнетизм сильного чувства, в итоге перевернувшего размеренную и скучную жизнь героев, передан артистами великолепно.

Камерность постановки только усиливает этот эффект. На сцене ничего лишнего, никаких посторонних персонажей, нет даже пресловутой собачки: только Он и Она. Мужчина и Женщина. Герои на наших глазах погружаются в манящую пучину непозволительной страсти, которая в итоге затянет их в круговорот неудобных, но необходимых им обоим как воздух отношений. Можно ли остановить эту карусель? Нужно ли?..

Антон Павлович Чехов не дает ответов на эти вопросы в своем рассказе. Не знает их и режиссер спектакля «Дама с собачкой» Дамир Сайранов. Может быть, загадку сумеют разгадать зрители?