К 200-летнему юбилею русского драматурга Александра Николаевича Островского, который отмечался в апреле 2023 года, по сценам пермских театров прокатилась целая волна спектаклей по пьесам этого великого писателя. Но если для драматических театров Островский — это в порядке вещей, то «Гроза» или «Бесприданница» в репертуаре театра кукол выглядит достаточно экзотично.
Тем не менее, спектакль «Бесприданница. Островский» московского режиссера Натальи Пахомовой (лауреата Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска»), также приуроченный к 200-летию драматурга, родился именно на кукольной сцене: он был поставлен профессиональным негосударственным театром кукол «Карабаска» из Перми.
Вообще пермского театрального зрителя сложно чем-либо удивить. Так, на сценах театров нашего города шли кукольные спектакли «Толстая тетрадь» по роману Аготы Кристоф, «Превращение» по Францу Кафке, а на V Международный фестиваль Мартина МакДонаха в 2022 году Новосибирский областной театр кукол привез в Пермь спектакль «Королева красоты из Линейна» — кукольную версию черной комедии знаменитого ирландского драматурга.
Пермский театр кукол «Карабаска» с «Бесприданницей» по Островскому в этом экстравагантном ряду выглядит совершенно безобидно. И хотя ожидать от кукольного театра классической постановки этой пьесы по меньшей мере неразумно, спектакль «Бесприданница. Островский» приятно удивляет прежде всего бережным отношением к авторскому тексту, стилю и замыслу в целом.
Режиссер Наталья Пахомова превратила драму Островского в детектив. На сцене — следствие по делу о смерти бесприданницы Ларисы Огудаловой, молодой красавицы из обедневшей дворянской семьи. Судья Александр Николаевич Островский ведет допрос свидетельницы Хариты Игнатьевны Огудаловой, матери погибшей Ларисы, и пытается понять истинные причины трагедии. Убийство или самоубийство? Виновен ли Карандышев? Какую роль в жестокой драме сыграл каждый из ее участников — Паратов, Кнуров, Вожеватов? И при чем тут сама Харита Игнатьевна?..
Здесь важно пояснить: знаменитый драматург действительно много лет был мировым судьей и разбирал похожие дела. Более того: подобный разговор вполне мог состояться в реальной жизни Островского, а воссозданные в процессе следствия детали — лечь в основу будущей драмы «Бесприданница».
Весьма необычный расклад хорошо знакомой пьесы в итоге оказывается даже ближе к идее оригинала, ведь он позволяет не только восстановить в хронологическом порядке все события драмы, но и дает зрителю возможность попытаться разгадать мотивы поступков главных героев, заглянуть в глубины их тайных помыслов, страхов и надежд.
Спектакль «Бесприданница. Островский» создан на стыке искусства театра кукол и классической игры драматических актеров. Главная изюминка — изобилие всевозможных символических деталей, превращающих спектакль в изысканную головоломку. На сцене нет ничего лишнего, каждый присутствующий здесь элемент несет свою смысловую нагрузку или, если хотите, подсказку. Все предельно логично, как и положено в детективе.
Например, Ларису символизирует кукла-голубка, которая на наших глазах, а также при помощи нашего собственного воображения, представляется то милой, но глупой домашней гулькой, то прекрасной жар-птицей, то ярко раскрашенным экзотическим попугаем, а то и вовсе обглоданной жареной курицей. Каждый из участников драмы видит в ней что-то свое. А вообще имя Лариса означает «чайка» — помните, да? Так кем же была Лариса на самом деле? Вот вам еще одна загадка! И таких загадок в спектакле будет великое множество.
Несмотря на необычную форму, постановка все же ориентирована не только на театральных гурманов, любящих смаковать всяческие художественные изыски, труднодоступные пониманию среднестатистического зрителя. Все основные символы, намеки и смыслы считываются моментально. Желающие покопаться в глубинах психологии взаимоотношений главных героев тоже не будут разочарованы.
Думаю, каждый зритель увидит в этом спектакле что-то свое и даст персональный ответ для самого себя: кто же в действительности больше всех виновен в смерти бесприданницы Ларисы Огудаловой?