Пермский авторский театр «Век жизни» представил публике новый драматический спектакль «Яма. Женька» по повести Александра Куприна. По словам режиссера Ирины Моляновой, идея этой постановки возникла давно, но потребовалось несколько лет, чтобы замысел спектакля по столь сложному материалу наконец воплотился. Премьерные показы драмы «Яма. Женька» на сцене театра «Век жизни» прошли 16 и 18 декабря.
«Яма» Куприна — это довольно откровенная
для начала ХХ века повесть об обитательницах
дома терпимости, традиционно презираемых
обществом падших женщинах. Яма — это
место, куда мужчины всех пород и мастей
регулярно приходят удовлетворять свои
физиологические потребности, ничуть
этого не стесняясь. Яма — это, наконец,
потенциальный рассадник нехороших
болезней. Что может быть отвратительнее
ямы и населяющих ее развратных девиц?
Действительно, в первых сценах спектакля мы видим весьма недвусмысленных красоток, с шуточками стирающих свое белье, а на заднем плане происходит достаточно откровенная сцена с участием девицы и молодого парня. И только пронзительная лиричная песня одной из девушек как-то не вписывается в эту традиционную картину торжества порока. Кстати, музыка в спектакле играет свою особенную роль, равно как и танец — все сцены с намеком на эротику разыгрываются актерами в виде страстного пластического танца.
«Чем сильнее ее обнимаешь, тем больше она становится». Это философская загадка из клуба знатоков «Что? Где? Когда?», ответ к которой оказался крайне прост: это яма. Метафорическая яма, постепенно разверзающаяся на сцене театра, обладает точно таким же свойством: чем глубже проникаешь в ее страшные тайны, чем больше узнаешь о судьбе обитающих тут девушек, тем больше открывается зрителям тот объем страданий и боли, который она в себе таит, тем сильнее она в себя затягивает. Но, пожалуй, самое страшное — осознание того, что у этой ямы практически нет дна, равно как не существует и выхода.
Впрочем, выход все же есть: недаром на стенах в изобилии висят красноречивые крепкие веревки с петлями — хватит на всех! А как мы помним, если в спектакле на стене висит ружье — значит, в конце оно непременно выстрелит. Увы…
Говоря об актерских работах, хочется похвалить буквально всех исполнительниц ролей падших девиц. Актрис на сцене достаточно много, и каждой удалось создать уникальный, запоминающийся образ, в котором внешнее далеко не равно внутреннему. Но наиболее яркая среди всех, конечно, Женька — ее блестяще сыграла молодая актриса Валерия Гарипова. Как всегда великолепна многогранная Анастасия Белостокова, не побоявшаяся весьма рискованных эпизодов, буквально разрывающих душу.
В неожиданном образе на сцене предстала хореограф и актриса Ирина Елисеева. В «Яме. Женька» это не хрупкая утонченная балерина, какой запомнили ее постоянные зрители, а жесткая и бездушная содержательница дома терпимости Эмма Эдуардовна. Затянутая во все черное стройная красавица-немка, хладнокровно тиранящая своих «девочек», вызывает целую гамму эмоций: и отвращение, и негодование, и даже что-то, близкое к восхищению ее дьявольским самообладанием. При кажущейся однозначности персонажа, все же возникает подозрение, что эта внешне бесстрастная немка тоже очень тщательно скрывает свою глубоко запрятанную чудовищную боль, и вполне вероятно, что на самый крайний момент и у нее припасена своя петля.
По степени эмоционального воздействия на зрителя спектакль «Яма. Женька» побил, пожалуй, все мыслимые рекорды, превзойдя даже знаменитого «Оскара и Розовую даму». Погружение в яму человеческих страстей и страданий произошло полнейшее! В зале во время спектакля царила полная тишина, кажется, никто даже не шевелился. В финале аплодировали стоя, особо впечатлительные — украдкой вытирая слезы.
Спектакль «Яма. Женька» стал потрясающим аккордом, прозвучавшим на сцене театра «Век жизни» под самый занавес уходящего 2022 года. И если создатели театра Ирина и Андрей Моляновы под звон курантов загадают получить в Новом году престижные награды на театральных фестивалях, думаю, это желание обязательно исполнится, если на фестиваль поедет их новый замечательный спектакль «Яма. Женька».