В репертуаре театра Дома актера появился спектакль, который смело можно рекомендовать к просмотру школьникам. Это «Барышня-крестьянка» по одноименной повести А. С. Пушкина, премьера которого состоялась 13 ноября.
Режиссер спектакля – Наталья Макарова. На ее счету уже немало постановок по русской классике, среди последних назовем «Хозяйку» по Достоевскому и «Портрет» по Гоголю. В спектакле «Барышня-крестьянка» играют заслуженный артист РФ Олег Выходов, Алина Ледовская, Сергей Семериков, Михаил Меркушев, Мария Миронычева.
Повесть «Барышня-крестьянка» — пожалуй, одно из самых позитивных и жизнеутверждающих прозаических произведений Пушкина. В таком же ключе выдержан и спектакль Макаровой: он легкий, динамичный, наполненный юмором и озорным подтруниванием над пушкинскими героями, в первую очередь над враждующими отцами семейств — помещиками Муромским и Берестовым. Оба барина на сцене отнюдь не выглядят жестокими самодурами; напротив, это вполне безобидные и даже забавные персонажи со своими индивидуальными «закидонами», вызывающими у зрителей улыбку.
«Во всех ты, Душечка, нарядах хороша!» Таким эпиграфом сопроводил Пушкин свою повесть, и это совершенно точное описание главной героини спектакля в исполнении актрисы Алины Ледовской. Лиза Муромская — яркая красавица с задорной хитринкой, и ей трудно усидеть на месте, когда в соседнее имение к отцу приезжает молодой наследник. На помощь юной барышне приходит служанка Настя — еще один весьма колоритный персонаж с угадывающейся исконно русской слабостью к веселым гулянкам и хмельным напиткам.
Любопытный нюанс: в процессе развития действия Настя то и дело достает книжку и читает ее почти по складам. Это знаменитая трагедия «Ромео и Джульетта» Шекспира. Прямо-таки подсказка для педагогов, которые придут на этот спектакль вместе со своим классом: как здорово будет после просмотра обсудить эти два классических произведения, поискать сходства и различия в сюжете и в поведении персонажей!
Но вернемся к нашей «Барышке-крестьянке». Мы забыли упомянуть про пятого героя этой истории — молодого Алексея Берестова, чей нежданный приезд в соседнее поместье так взбудоражил любопытство скучающей Лизы Муромской. Режиссер словно подшучивает над зрителями: воображаемый юный романтический красавец в реальности оказывается вполне себе заурядным мужчиной не таких уж и юных лет. Однако Лизе и этого вполне достаточно! И действительно: в их деревенской глуши и такой Алексей вполне сойдет за Ромео, тем более, он, кажется, не на шутку пленился Лизой с первого же взгляда.
Вообще весь спектакль выдержан в классических традициях, с сохранением исторической эпохи и соответствующих ей русских костюмов, но в самый неожиданный момент зрителя ждет очередной режиссерский сюрприз. В сцене с преображением Лизы в жеманную кокетку, накрашенную белилами до неузнаваемости, наша героиня появляется на сцене в образе… певицы Бритни Спирс! Уважаемые педагоги, вот вам и еще одна тема для обсуждения спектакля в классе — а при чем тут Бритни Спирс? Думаю, ваши ученики предложат немало версий, одна изощреннее другой! Впрочем, логика режиссера лежит на поверхности и, что самое удивительное, она совсем не противоречит авторской идее повести.
Динамичная «Барышня-крестьянка» идет без антракта, с легкостью удерживая внимание зрителей, которые не успевают соскучиться по своим телефонам. Кстати, это еще один плюс в пользу того, чтобы показать спектакль подросткам, как раз изучающим Пушкина в школе.
В целом спектакль Натальи Макаровой производит очень приятное впечатление, оставляя при этом широкий простор для дискуссий, например, об уместности использования образа Бритни Спирс в постановке по Пушкину. Но чем больше таких неожиданных сюрпризов — тем интереснее, не правда ли?