Спектакль Валерия Погорелого «Барышня-крестьянка» впервые был показан на сцене театра «Туки-Луки» в марте 2015 года. Это моноспектакль ведущей актрисы театра Олеси Касьяновой по одноименной повести Александра Пушкина. Более семи лет «Барышня-крестьянка» регулярно появляется в афише театра и неизменно пользуется популярностью у зрителей.
Романтическая история любви, разворачивающаяся на фоне патриархальных пейзажей русской деревни 19 века, описана Пушкиным так «вкусно», с такой легкостью и изяществом, что уже само погружение в классический сюжет вызывает непередаваемо прекрасное ощущение ностальгии. Красоты летней русской природы, размеренный деревенский крестьянский и помещичий быт, где нет и намека на конфликты угнетаемых и угнетенных… Эта пасторальная идиллия оказывается очаровательным фоном для затейливого любовного сюжета — своего рода русской версии истории Ромео и Джульетты, но со счастливым концом. Прелесть, да и только!
Но это в оригинале, в книге. Достоверно передать всю эту описанную Пушкиным красоту можно, пожалуй, и в кинофильме, если удачно подобрать актеров и найти соответствующую натуру для съемок. Но как воссоздать нужную атмосферу на сцене театра? Мало того — в моноспектакле, где играет только одна актриса? Это же нереально!
Однако режиссеру Валерию Погорелому и актрисе Олесе Касьяновой это вполне удалось. Более того, их «Барышня-крестьянка» разворачивается на практически пустой сцене, без декораций, где фоном является только музыка. Традиционные народные песни исполняет сама Олеся Касьянова, перевоплотившаяся в русскую барышню-крестьянку Лизу-Акулину: босая, в простом деревенском платье из небеленого льна, волосы скромно убраны в косу и повязаны лентой.
Но внешний минимализм образа с лихвой окупается совершенно невероятной внутренней энергетикой героини. Лиза-Акулина наполнена любовью ко всему сущему, она абсолютно естественна в этом прекраснейшем из миров и, подобно солнышку, непрерывно излучает лучи своего внутреннего света и тепла, транслируя вокруг себя (и в зрительный зал!) атмосферу безмятежной гармонии и веры в непременное счастье. Как тут не понять мужчину, который, случайно встретив на своем пути такое чудо, влюбился без памяти и готов был на все, лишь бы не потерять эту милую девушку, способную так украсить его собственный мир.
На мой взгляд, моноспектакль — достаточно сложный жанр, требующий от актера максимальной отдачи на сцене. Удерживать внимание зрителя в течение всего спектакля в одиночку, без перерывов и пауз — задача только для самых одаренных. И у Олеси Касьяновой это прекрасно получилось!
Можно без преувеличения констатировать, что спектакль «Барышня-крестьянка» строится на удивительной харизме исполнительны главной роли Олеси Касьяновой. Ее интерпретация образа героини пушкинской повести вызывает задумчивую улыбку, тихий восторг и желание еще как можно дольше купаться в позитивных лучах ее светлой и доброй души.
Моноспектакль «Барышня-крестьянка» с Олесей Касьяновой, несомненно, не просто удался, но и подарил зрителям немало приятных и светлых эмоций.