5 и 6 октября в Пермском театре кукол прошли премьерные показы спектакля «Скачайте наши души». Это первая в мире постановка по роману Татьяны Замировской «Смерти.net» о цифровом бессмертии.

Инсценировку по роману написала Анастасия Мордвинова, режиссер-постановщик — Дмитрий Вихрецкий. Спектакль «Скачайте наши души» адресован взрослому зрителю (16+), его жанр обозначен как кибердрама. Это далеко не первое обращение режиссера к киберпанку: в репертуаре театра есть «Илиада v.2.0» и другие постановки в этом необычном жанре.
О чем же этот спектакль? Если очень кратко, то «Скачайте наши души» — это замысловато сформулированная фантастика о нашем недалеком будущем, где информационные технологии вышли на такой умопомрачительный уровень, что можно запросто скачать и сохранить в некоем облаке не только свои фоточки и видосики, но и собственную душу. А потом, после физической смерти тела, сохраненная цифровая копия души в виртуальном мире мертвых сможет кайфовать с коктейлем в баре, флиртовать с интересным мужчиной (пардон, копией интересного мужчины!), а иногда звонить в мир живых — поболтать с мамой и все такое.

Звучит интригующе? Не то слово! Ибо это только начало. Потому что и в мире мертвых тоже не все так просто, да и информационные технологии не стоят на месте — все меняется слишком быстро. А есть еще искусственный интеллект, хакеры, баги и пока еще живые люди со странностями… Как вам старушка, сделавшая аж 11 цифровых копий своего любимого котика? А созданное фанатками виртуальное зомби суперпопулярного, но рано умершего певца (подозрительно напоминающего Юру Шатунова), исполняющее песни с совершенно чудесным текстом?
Но все это мелочи, ибо перед главной героиней Алисой, а точнее, цифровой копией Алисы (блестящая роль актрисы Алёны Дитятиной) стоит суперзадача — спасти мир. Мир мертвых, конечно. Правда, для этого потребуется не красота, а навыки гениального айтишника. Но у Алисы и с этим все в порядке. Значит, будем спасать!

Художественно-выразительные средства спектакля вполне соответствуют его содержанию. На сцене — актеры в живом плане, будто бы действительно находящиеся в виртуальном мире. Цифровая реальность создана на сцене при помощи светодинамических декораций и масштабных проекций. Это впечатляет! Такого в Перми однозначно еще нигде не было. Появятся на сцене и персонажи, выполненные в более традиционных для кукольного театра техниках — марионетка из стеклопластика, собаки-роботы.

В итоге получилось очень зрелищное полифоническое полотно, причем изыски художественной формы спектакля отнюдь не затмевают его философскую проблематитку. Возможность создания и сохранения цифровых копий человеческих душ показана на сцене и технически обоснована героями спектакля настолько убедительно, что становится жутковато.
А еще почему-то вспомнился булгаковский Мастер, так мечтавший о покое. Не его ли мечту попыталась воплотить в своем романе «Смерти.net» писательница Татьяна Замировская? Что же получилось в итоге — виртуальный рай? Или так выглядит ад?..

