В понедельник в театрах обычно выходной, но только не в театре «У Моста»! 23 января здесь как всегда собрались многочисленные зрители. Но на этот раз им предстояло увидеть не простой спектакль, а экзаменационный: студенты 3-го курса института культуры, Мастерская Сергея Федотова, сдавали экзамен по актерскому мастерству.    

На третий год обучения в копилке студентов Сергея Федотова значится уже 8 сыгранных ими спектаклей. В основном это популярные постановки из репертуара театра «У Моста» («Команда», «Ханума», «Камедыя», «Мачеха Саманишвили», «Зверь», «Про Федота-стрельца…», «Лягушки в шампанском»), но есть и уникальный спектакль «Приключение» по Марине Цветаевой.

Спектакль «Камедыя» по пьесе В. Рудова для театра «У Моста» поставил белорусский режиссер Андрэй Савасцей. Это уникальная самобытная постановка на белорусской мове, показываемая без перевода и субтитров, поэтому у актеров на сцене появляется дополнительная задача: при помощи красноречивых жестов и мимики сделать действие максимально понятным для русскоговорящих зрителей. Согласитесь, задачка не из легких, ведь тут важно соблюсти меру и не переусердствовать! У многоопытных профессиональных актеров театра «У Моста» это получается мастерски, а как справились студенты, только еще осваивающие все премудрости актерского ремесла? Экзаменационный спектакль показал, что молодежь сыграла на отлично!

В основе сюжета лежит старая как мир притча о споре Человека с Дьяволом, где ставка — бессмертная человеческая душа. Хитрый белорусский селянин Дзема, подстрекаемый «жыдом» Давидом, заключает с Чортом сделку на «триста один рубель» — ему нужно всего лишь молчать один час. Однако выполнить это простое с виду задание оказывается архисложно, особенно когда в дело вмешивается ничего не подозревающая жонка Дземы Маланка. Охочий до денег и выпивки Дзема проявит чудеса изворотливости и изобретательности, лишь бы только обмануть Чорта и получить обещанное. 

В спектакле «Камедыя» занято всего четыре актера. Здесь нет эпизодических персонажей, все роли практически равноценны, поэтому профессиональная слаженность актеров на сцене очень важна: даже незначительная ошибка одного из них рискует значительно испортить впечатление от игры всего коллектива.  

Виктор Вилесов, играющий селянина Дзему, ранее весьма убедительно исполнял в студенческих спектаклях персонажей второго плана, например, Друга в «Звере» и Стасика в «Лягушках в шампанском». Главная и одновременно весьма сложная роль досталась молодому актеру, судя по всему, впервые, но он справился великолепно, продемонстрировав новые грани своего актерского мастерства.  

Мария Серова в образе колоритной Маланки совершенно покорила зрителей своей естественностью и непередаваемой женской харизмой. Эта молодая актриса тоже успела успешно «засветиться» в нескольких студенческих спектаклях, среди которых хочется отдельно отметить яркую роль Тамары в «Лягушках в шампанском» — зрители тогда особенно бурно аплодировали актрисе, не скрывая своего восторга.    

Самая сложная, на мой взгляд, роль в «Камедыи» досталась Семену Осокину-Портному — он играет комичного Давида, ушлого еврея, приторговывающего горилкой. И если актеры Виктор Вилесов с Марией Серовой виртуозно и задорно бранятся на белорусской мове как на своем родном языке, то Давид Семена Осокина-Портного помимо этого еще и периодически вставляет в свою эмоциональную белорусскую речь словечки и целые предложения на идиш и буквально жонглирует десятками труднопроизносимых еврейских имен! Да и вообще он выглядит, как стопроцентный этнический еврей. Семен Осокин-Портной — более опытный игрок в этой актерской команде, он уже исполнял главные роли в тех же «Лягушках в шампанском» (Андрей Игоревич) и в «Приключении» (Джакомо Казанова). Но если его персонажей в названных постановках при желании можно было бы упрекнуть в некоторой неуверенности и отстраненности, то роль жыда Давида актеру определенно удалась на все сто!

Самая «вкусная» и зрелищная роль Чорта досталась актеру Дмитрию Мурзаеву. Как ни странно, Мурзаев тоже студент, что, впрочем, не мешает ему регулярно играть на профессиональной сцене во всех «взрослых» спектаклях театра «У Моста» наравне с ведущими актерами, причем диапазон его ролей впечатляет — от «старшего сына» до «ирландского героя» и Виктора Франкенштейна. Поэтому не удивительно, что Чорт в студенческой «Камедыи» получился чертовски хорош! На сцене Дмитрий Мурзаев в дьявольском облачении рассекает на гироскутере, пугает присутствующих и явно любуется собой. Впрочем, ничто человеческое Чорту тоже не чуждо, и это делает его персонаж особенно привлекательным.      

Если говорить о спектакле в целом, то он действительно превзошел все мои самые смелые ожидания. Актерская команда на сцене сложилась превосходная: недостаток сценической практики у одних студентов с лихвой компенсировали их более опытные коллеги, умело фокусируя на своих персонажах внимание зрителей в нужный момент и создавая тем самым идеальный актерский баланс на сцене.

Еще одно небольшое наблюдение: на спектакль в качестве зрителей привели организованную группу школьников, и в зале прозвучали опасения, что дети в процессе представления начнут отвлекаться, шуметь и мешать. Однако никто из школьников не проронил ни звука — настолько все они оказались поглощены действием. Профессионалы от театра подтвердят: полностью завладеть вниманием детей во время спектакля — это признак высшего пилотажа как режиссера, так и актеров.

«Камедыя» в исполнении студентов-третьекурсников Мастерской Сергея Федотова вызвала у собравшихся зрителей шквал восторженных эмоций и бурные аплодисменты. Один из гостей, который в тот день вообще впервые пришел в театр «У Моста», в восхищении произнес: «Если это были студенты, то как здесь играют опытные актеры? Это обязательно надо увидеть! Не знаете, касса сегодня еще работает?..»