Под занавес уходящего 2023 года пермский театр актерской семьи Моляновых «Век жизни» показал уже третью в этом сезоне премьеру — комедию «Курица» по пьесе Николая Коляды. Режиссер — Ирина Молянова. Премьерные показы состоялись 22 и 24 декабря.  

Николай Коляда — известный современный российский драматург и режиссер, в 2001 году создавший в Екатеринбурге свой авторский «Коляда-театр». Пьесы Николая Коляды с огромным успехом идут во многих театрах России и за рубежом. Характерные герои его пьес — обычные «маленькие» люди, живущие в старых обшарпанных общежитиях и хрущевках. Зачастую это люди с чудинкой, со своими «тараканами в голове»: с нелепыми мечтами, по-детски наивно верящие во всеобщее счастливое завтра.

Авторские театры «Век жизни» и «Коляда-театр» связывает не только давнее сотрудничество с взаимными гастрольными турами, но и крепкая дружба двух коллективов. По признанию Ирины Моляновой, Николай Коляда подарил их театру свои пьесы с правом играть их безвозмездно. «Курица» стала пятой пьесой Коляды, поставленной в театре «Век жизни», где уже идут спектакли «Капсула времени», «Попугай и веники», «Носферату», «Всеобъемлюще».

Комедия «Курица», написанная в 1989 году, оказалась одной из наиболее успешных пьес Николая Коляды: спектакли по ней ставили самые разные театры, в том числе пермские, по ней также снят художественный фильм с прекрасными актрисами Натальей Гундаревой и Светланой Крючковой в главных ролях. Не удивительно, что новая версия давно полюбившейся пьесы вызвала повышенный интерес у пермских зрителей: билеты на премьеру «Курицы» в театре «Век жизни» разобрали в считанные дни.

«Курица» — очень смешная комедия из жизни провинциальных театральных актрис позднего советского периода. Яркая, шикарная Алла и хамоватая, не в меру экспрессивная Диана — две весьма колоритные во всех смыслах актрисы бальзаковского возраста с пышными формами, две подруги. И надо же такому случиться — конкуренцию им вздумала составить молодая худосочная артисточка Нонна Дубовицкая! И ладно бы если только на сцене, так эта Курица решила еще и соблазнить мужа Аллы — Василия Всеволодовича, администратора их театра! Разъяренная Алла буквально вламывается в жилище соперницы в пять утра и застает ее там в постели с мужчиной, да только не с собственным мужем, а с главным режиссером их театра. Вот это поворот! Кстати, режиссера Федора связывают кое-какие узы с Дианой, пусть и не брачные… В общем, вы поняли — скучно не будет никому: ни Курице, ни Федору, ни самим подругам, ни, разумеется, зрителям! Вынимайте носовые платки, потому что смеяться предстоит много и долго, до слез.

Помимо лихо закрученной любовной интриги, комедия «Курица» имеет еще одно неоспоримое достоинство: это совершенно потрясающий язык, на котором говорят ее персонажи. В свое время еще бесподобная Фаина Раневская отмечала, что знать русский язык совершенно необходимо даже полиглоту: вдруг случится внезапно выразить яркие эмоции или отчитать кого-то. В этом смысле герои «Курицы» превосходно изъясняются между собой на чистом русской языке, не отказывая себе в удовольствии использовать все художественное богатство родного великого и могучего.

Но главная составляющая успеха данного спектакля — это, конечно, его актеры. Большим сюрпризом для зрителей оказалось появление на сцене в роли Аллы популярной пермской театральной актрисы Марины Шиловой. Ее героиня с первой же секунды предстает этакой примадонной, Аллой Пугачевой провинциального разлива (кстати, неслучайно в спектакле именно старые песни Пугачевой периодически звучат по радио). Внешний царственный облик, манера держаться и произносить монологи — все в Алле указывает на звезду сцены первой величины, и с этим не поспоришь.

Прекрасный дуэт с Мариной Шиловой составила не менее яркая и даже фееричная в роли Дианы Ирина Молянова. Ее героиня — шустрая разбитная бабенка без комплексов, с яркой боевой раскраской в духе 80-х. Типичная завмагом эпохи советского дефицита, ей бы в магазине или на рынке работать, а не в театре. Но нет, Диана — актриса, да еще и недовольная бывшим сожителем за то, что он ее тиранил: заставлял обед готовить!  

На полном контрасте с двумя пышнотелыми подругами строит образ своей героини Нонны — Курицы актриса Ирина Елисеева: худая, незаметная, с тихим писклявым голосочком. «Да что он в ней нашел?!» — справедливо задаются вопросом и Алла, и Диана, и, наверняка, большинство зрителей. Однако ближе к концу спектакля Курица тоже внезапно проявит себя и в пронзительном финальном монологе раскроет секрет своего личного и профессионального успеха. Только можно ли это всерьез назвать успехом?..

Мужских персонажей в спектакле «Курица» исполняют актеры Андрей Молянов (Федор) и Андрей Козлов (Василий Всеволодович). Совершенно невероятные по харизме и экспрессии Марина Шилова и Ирина Молянова на сцене несколько оттеняют своих партнеров, но это полностью соответствует задумке режиссера, и в итоге получился разновеликий, но гармоничный ансамбль.   

Существует такой сценический жанр — «театр в театре». Это когда актеры на сцене изображают актеров на сцене. Героини «Курицы», кажется, исполняют вариант под названием «театр в жизни»: они давно распределили по ролям все свое окружение, не забыв главную роль отдать себе, любимой. «Маски, позы, два листа прозы…» Но достаточно появиться одному-единственному игроку, играющему по иным правилам, как представлявшееся стабильным и надежным личное счастье грозит вмиг обрушиться, будто карточный домик! И все из-за этой Курицы! Как же так?

Уморительно смешная комедия в «советском» стиле как-то незаметно оборачивается философской драмой. Чем ближе к финалу, тем явственнее из забавных любовных и бытовых коллизий проступает общечеловеческое, глобальное, вечное. «Я ведь думала, что все ласковые слова — они сами собой подразумеваются, понимаешь?» — признается Алла, едва не потерявшая мужа Васечку, и эти слова отзываются в каждом сердце волной сочувствия, понимания и сострадания. Давно вынутые зрителями носовые платки, кажется, опять вот-вот понадобятся, только теперь уже никому не до смеха.

Таков фирменный стиль Николая Коляды, чьи смешные персонажи вдруг оказываются до боли знакомыми, почти родными людьми, живущими по-соседству с нами или даже в глубине нас самих. И тем ценнее будет трогательный финал, дарящий надежду не только героям на сцене, но и всем, кто смотрит на них из зрительного зала и украдкой вытирает слезы.