В канун Международного дня театра на новой сцене театра «Балет Евгения Панфилова» состоялась премьера спектакля «Посмешище» в постановке Алексея Расторгуева. Этот хореографический спектакль создан по мотивам популярных басен Ивана Андреевича Крылова и приурочен к 255-летию со дня рождения русского писателя. Проект реализован при поддержке Министерства культуры Пермского края   

Спектакль «Посмешище» состоит из нескольких танцевальных миниатюр, в каждой из которых так или иначе обыгрывается сюжет одной из басен Крылова. Объединяет их центральная фигура Рассказчика, который придумывает эти истории и оказывается в них главным действующим лицом. Кстати, слово «посмешище» в данном контексте является синонимом к слову «басня» — отсюда и название спектакля. 

Основным элементом декораций на сцене является огромная книга басен, из которой почти буквально появляются герои спектакля. Кроме того, страницы книги периодически переворачиваются, демонстрируя зрителям легко узнаваемые иллюстрации к басне, которая в данный момент обыгрывается на сцене. «Ларчик», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Тень и человек», «Лебедь, щука и рак», «Лисица и виноград», «Слон и моська» — хрестоматийные сюжеты, которые все мы прекрасно помним с детства.  

Действие спектакля сопровождается прекрасной музыкой Микаэла Таривердиева, которая задает общую эмоциональную тональность: легкость, красота, изящество, грусть, внешняя простота и глубокий философский подтекст. Мягкие приглушенные краски, неяркий свет.   

Партию главного героя — Рассказчика в шляпе — танцует Александр Сушин. Стоит отметить, что это личная премьера: до этой роли артист был занят только в массовых сценах спектаклей театра. Рассказчик в «Посмешище» — это первая главная партия Александра Сушина в театре. Его герой практически все время на сцене, он плавно переходит из одной истории в другую и попадает во все более странные, даже нелепые ситуации.

А началось все со знаменитого ларчика, открыть который нашему герою оказалось не по силам. Что там внутри? Вот загадка, которая будет будоражить воображение зрителей на протяжении всего спектакля, ибо откроется пресловутый ларчик только в самом конце.  

Пожалуй, самая яркая история-басня в «Посмешище» — это «Стрекоза и муравей». В хореографической интерпретации Алексея Расторгуева она несет гораздо больше смыслов, чем назидание праздным бездельникам. Трудолюбивым работягой Муравьем оказывается наш герой-сочинитель, который только что тщетно бился над закрытым ларчиком. Может быть, внутри скрыто его утраченное вдохновение, без которого невозможно сочинять сказки?

Партию Стрекозы исполняет Мария Тихонова. Ее прекрасная героиня — это совершенно очевидное воплощение красоты, гармонии, истины. Ею восхищаются, ее носят на руках! Но — наступает иное время, и вот уже все те, кто превозносили божественную Стрекозу, надругались над нею и выставили на мороз. Обреченная Стрекоза спешит за помощью к Муравью, но… сюжет мы знаем: Муравей выгоняет отверженную красавицу на мороз.

Но это была роковая ошибка. Мир, лишенный гармонии и красоты, неизменно погружается в хаос. Именно поэтому становятся возможны «Квартет», «Лебедь, щука и рак» и другие несуразицы. Ларчик закрыт! А ведь он так просто открывался… И все это время несравненная Стрекоза дрожит на холоде, обсыпаемая снегом.   

«Тень и человек», «Лисица и виноград» — желаемое недоступно, истина под запретом, гармония утрачена. Путешествие по страницам книги становится отчаянным, но тщетным поиском утраченного. Напрасно заглядывает Рассказчик в окружающие его лица. В этом враждебном мире наш герой в итоге оказывается в роли затравленного Слона, облаиваемого целой сворой злобных мстительных мосек.

Кто же остановит тьму и хаос? Кто сумеет открыть заветный ларчик? Логика спектакля подсказывает однозначный ответ: это могла сделать только изгнанная Стрекоза.

Хореограф Алексей Расторгуев, с одной стороны, достаточно простым и понятным языком воссоздает на сцене иносказательный мир басен Крылова. С другой — он превращает знакомых персонажей в гораздо более значимые, наделенные глубоким философским смыслом фигуры, заставляющие зрителя задуматься и найти финальную общую мораль во всей этой потрясающе красивой и трогательной истории под названием «Посмешище».