В пермском авторском театре «Век жизни» поставили спектакль в жанре абсурдистского кошмара — это «Превращение» по повести Франца Кафки. Автор идеи и исполнитель главной роли — Тимофей Молянов. Режиссеры — Ирина и Андрей Моляновы. Премьера состоялась 25 октября.

Австрийский писатель Франц Кафка прожил недолгую жизнь и оставил после себя совсем небольшое литературное наследие, однако оно превратило его в одного из самых известных и обсуждаемых писателей ХХ века. Произведения Кафки странные, абсурдные, притчевые, позволяющие читателям увидеть в них самые разные смыслы и толковать их по-своему. В мире создано огромное количество кинематографических и театральных версий произведений Кафки. К примеру, в Перми несколько лет назад в театре «У Моста» был поставлен спектакль «Замок», а кукольную постановку для взрослых «Превращение» играют на сцене Пермского театра кукол и в этом сезоне.

«Превращение» — это совершенно невероятная история о простом «маленьком» человеке по имени Грегор Замза, который однажды утром проснулся и обнаружил, что он превратился в некое ужасное, отвратительное насекомое. Как он теперь станет ездить на службу? Как отнесутся к его новому облику родные — родители и сестра? Как вообще ему теперь жить?.. Этот внезапно постигший Грегора Замзу кошмар во всех подробностях разворачивается перед зрителями на камерной сцене театра «Век жизни».

Самая сложная роль Грегора предсказуемо досталась Тимофею Молянову — молодому актеру, ранее успешно продемонстрировавшему свои не только актерские, но и пластические способности к сложнейшим сценическим перевоплощениям в спектакле «Записки сумасшедшего», где его герой на глазах зрителей постепенно сходит с ума. Роль Грегора Замзы почти бессловесная, актер выражает все переживания своего героя и его попытки взаимодействовать с родными исключительно через пластику, а в финальных сценах, где душа Грегора наконец-то освобождается от чудовищной оболочки, — через пронзительный танец.

Тем не менее, «Превращение» — это драматический спектакль, и все прочие персонажи ведут себя вполне по-человечески. В главных ролях заняты актеры Валерия Гарипова (Грета, сестра), Марина Касаткина (Мать) и Андрей Козлов (Отец), также на сцене появятся Ирина Молянова, Ирина Елисеева и Валерий Копытов.

Наиболее ярким персонажем после Грегора я бы назвала его сценического антагониста —сестру Грету. Уродство Грегора — чисто внешнее, а красавица Валерия Гарипова блестяще демонстрирует внутреннюю трансформацию своей юной героини Греты в бездушное и циничное существо, жаждущее любой ценой поскорее избавиться от неудобного урода в соседней комнате.

Очень трогательным получился образ Матери, разрывающейся между любовью к сыну, отвращением к его новому облику и желанием угодить остальным членам семьи. Марина Касаткина справилась с этой ролью блестяще: по признанию некоторых зрителей, в самых пронзительных сценах с Матерью у них на глаза наворачивались слезы.

Одна из самых ярких актрис театра «Век жизни» Ирина Молянова появляется в спектакле «Превращение» в небольшой роли служанки, но и этого достаточно, чтобы вызвать заметное оживление в зале и приковать всеобщее внимание к ее персонажу.    

Кстати, в постановке задействованы тараканы — очень похожие на настоящих, но все-таки бутафорские. Поэтому зрителям с панической непереносимостью тараканов рекомендуют не садиться на первый ряд.

«Превращение» — это прежде всего философская притча, призывающая поразмыслить над тем, в кого мы рискуем превратиться сами, если с одним из близких нам людей случится некая трансформация, и он окажется нам непонятен, неудобен или даже противен. Кем станем после этого мы сами, и как быстро произойдет наше собственное «превращение»? За примерами далеко ходить не нужно — подобные ситуации на самом деле случаются сплошь и рядом. Достаточно вспомнить чью-нибудь престарелую родственницу, прикованную к постели с параличом после инсульта, или даже лишившегося хорошо оплачиваемой работы главного кормильца семьи.

Гениальный Кафка создал из трагичного, но, увы, вполне банального жизненного эпизода яркий абсурдный сюжет. Пермский театр «Век жизни», в свою очередь, превратил шедевральное творение писателя в абсолютно живое и пугающее зрелище, которое вряд ли оставит кого-то из зрителей равнодушным.