МакДонах в театре кукол — это однозначно весьма смелый театральный эксперимент. Вообще пьесы МакДонаха нравятся далеко не всем, а уж «кукольный» МакДонах и подавно сильно рискует. Более того, кукольный театр многим вообще представляется чем-то малозначительным, просто местом, куда родители в выходной могут привести детей, чтобы те посмотрели сказку. Даже на фестивале, на традиционной встрече участников с представителями СМИ, на вопрос журналиста о том, сколько театров в их городе, кто-то из иногородних гостей ответил: «Всего один театр, наш. Ну, есть еще кукольный…»

В этом смысле Пермь, перефразируя МакДонаха, «не какая-нибудь дыра», и афиши кукольных театров здесь отнюдь не ограничиваются репертуаром для маленьких детишек. На сцене Пермского театра кукол в свое время создали совершенно гениальную, на мой взгляд, постановку «Толстая тетрадь» по Аготе Кристоф, чуть позже — «Превращение» по Францу Кафке. В театре кукол «Туки-Луки» уже несколько лет с успехом идет спектакль «Маленькие трагедии» по классическим произведениям Пушкина. Поэтому совсем не удивительно, что на фестивальном спектакле «Королева красоты из Линейна» Новосибирского областного театра кукол зрительный зал был полон.  

В спектакле всего четыре кукольных персонажа, но каждой куклой управляет сразу несколько актеров. Очевидно, здесь скрыт намек на внутренний дисбаланс героев. Кроме того, куклы появляются в двух воплощениях — большого размера и маленького. Действие, как мы быстро начинаем догадываться, происходит в психушке, куда и попала бывшая королева красоты Морин после всего произошедшего. То, что она сейчас видит — лишь ее искаженное болезнью воспоминание, наполненное полубредовыми деревянными и каменными персонажами. Мир вокруг Морин деформированный, болезненно подвижный, беспросветно серый. Впрочем, один реальный образ все же присутствует — это постоянно проносящийся мимо поезд, на котором Морин так мечтала уехать прочь, в счастливое будущее. Но поезд так ни разу и не остановился!

Еще одно интересное решение — спектакль сопровождается живой музыкой в исполнении двух колоритных ковбоев, которые с гитарами пританцовывают возле сцены, являя собой весьма наглядный символ полнокровной жизни где-то там, в далекой Америке, куда стремилась попасть Морин и куда умчался-таки вместе со своей невестой Пато.

Вообще текст макдонаховских пьес максимально насыщен. Здесь каждое слово, каждая самая незначительная деталь несет в себе определенный смысл. Раскрыть его, донести по зрителя — вот задача режиссера и актеров. В кукольном же спектакле появляются новые, дополнительные символы и смыслы за счет внешнего облика кукол, их пластики, даже материала, из которого они сделаны. Происходит своеобразная подмена живой мимики реальных актеров на символизм кукольного мира. Иначе говоря, на сцене разыгрывается динамичный ребус, который предлагается разгадать зрителям. Но здесь таится риск потерять те тонкие нюансы, которые вложил в свою пьесу сам автор.

Мне всегда интересно наблюдать за реакцией зала после спектакля — уровень зрительских эмоций или же их отсутствие говорят о многом. В случае с новосибирской «Королевой красоты из Линейна» можно констатировать следующее: публика достаточно высоко оценила смелый эксперимент создателей спектакля и его последовательное художественное воплощение, но каких-то особых эмоций, как это обычно бывает на мастерски поставленных спектаклях по МакДонаху, он у зрителей не вызвал. И лично я полностью разделяю это мнение.

У новосибирцев получился качественный спектакль для достаточно узкого круга ценителей театрального искусства, идеальный для показа на фестивалях. Но вряд ли эту постановку ждет большой зрительский успех. Впрочем, создатели кукольной «Королевы красоты из Линейна» несомненно знали, на что шли, и их риск оправдался: спектакль уже успел получить несколько наград на различных фестивалях.