В праздничный первомайский вечер в Пермском ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Барышня-крестьянка» по повести А. С. Пушкина. Постановка ориентирована в первую очередь на подростков, изучающих «Повести Белкина» в рамках школьной программы, но она определенно придется по вкусу и взрослым любителям театра и русской классики.

Режиссер и автор инсценировки — драматург, сценарист и одна из ведущих актрис Пермского ТЮЗа Ксения Жаркова. Спектакль «Барышня-крестьянка» стал для нее режиссерским дебютом в профессиональном театре. Художник-постановщик — Татьяна Кудрявцева, музыкальное оформление — Марк Либерзон.

Когда-то давно, изучая историю кинематографа, я наткнулась на любопытную статистику от мировых кинопрокатчиков, где приводились данные о том, фильмы каких жанров предпочитают смотреть зрители в разное время года. Оказывается, и у комедий, и у детективов, и у «ужастиков» есть свои, наиболее выигрышные для проката месяцы. Согласно этой статистике, май — месяц, когда зрителями наиболее востребованы истории про любовь.

Рискну предположить, что современные пермские школьники в первомайские деньки тоже мечтают отнюдь не о солидарности трудящихся, и даже не об аппетитных шашлыках на родительской даче. Цветущий май — это прежде всего время романтических фантазий о любви! Причем о любви в мае грезят сердца не только юные, но и те, что значительно старше и опытнее. Весна в этом смысле уравнивает всех.  

Именно на этой романтической майской волне создан спектакль «Барышня-крестьянка», который его постановщики определили как «девичьи фантазии в одном действии». Причем грезить о любви будет не только главная героиня Лиза Муромская, но и едва ли не все персонажи на сцене. Да что там на сцене — волнующая атмосфера романтики и предвкушения счастья охватит даже сидящих в зале зрителей!

Созданию соответствующего настроения в спектакле способствуют световое и музыкальное оформление, лаконичные элементы декораций, превращающие сцену в светлую березовую рощу, залитую приветливым майским солнышком, а также ненавязчивые детали вроде венка из веселеньких и немного легкомысленных желтых одуванчиков на голове Лизы. Потом этот головной убор сменит венок из ярких летних цветов, а чуть позже — из сочно-красной осенней рябины. Так вместе с природой созревает и наливается силой взаимное чувство влюбленных. Естественность, легкость, близость к природе — еще один лейтмотив постановки.  

Роль Лизы Муромской исполняет харизматичная Мария Саламатова. Глядя на ее озорную и непосредственную героиню, невольно ловишь себя на мысли, что лучшей актрисы в ТЮЗе для этой роли просто не найти. Примерно те же эмоции вызывает и ее партнер Евгений Турушев, исполняющий Алексея Берестова: его персонаж удивительным и совершенно естественным образом сочетает в себе некоторое внешнее позерство с абсолютно искренней душевной простотой и добротой.

Весьма колоритна в роли Насти любимица публики актриса Виктория Ельцова, мастер невероятно живописных вторых ролей. Романтичный май взбудоражил и Настю, благо ухажер тоже наличествует. Грезы крестьянской девушки не столь изысканны, как у барышни Лизы, но Настя окунается в них с таким энтузиазмом, с такой жизнерадостной энергией, что смотреть на нее — одно сплошное удовольствие!  

Мисс Жаксон в первоисточнике — малозначительный скучный персонаж. Но в спектакле Пермского ТЮЗа режиссер Ксения Жаркова позволила этой сорокалетней девице тоже немного пофантазировать о любви, да еще и предоставила воплотить все это на сцене великолепной актрисе Татьяне Гладневой. Получилось просто феерично! Мисс Жаксон едва ли не затмила Лизу Муромскую. На Алексея Берестова, конечно, изящная в манерах иностранка не засматривается, но ведь рядом есть и другие мужчины, более подходящие ей по возрасту, и тоже одинокие…

Но наибольшие восторги зрителей вызвал, несомненно, актер Роман Кондратьев, являвшийся на сцену в самых изощренных образах: Трофима, ловчего Берестова и даже пса Сбогара. Пес, пожалуй, получился наиболее славным из всей этой череды сценических героев и сорвал максимальное количество аплодисментов.

Жанр девичьих фантазий, придуманный режиссером Ксенией Жарковой и мастерски воплощенный на сцене актерским ансамблем Пермского ТЮЗа, на мой взгляд, очень удачно совпал не только с витающими в весеннем воздухе романтическими настроениями, но и со стилистикой самого литературного произведения. Легкость, красота, изящество, остроумие — все эти черты гениального слога Пушкина присутствуют и в новом спектакле «Барышня-крестьянка».